Каталог статей

Воздроганова А.С., Чуприна М.А.
Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут», Украина

Практические аспекты мотивации персонала в условиях кризиса

Особенную актуальность мотивация приобретает сегодня, в условиях экономического спада. Ведь экономический кризис грозит компании не только финансовыми проблемами и ослаблением позиций на рынке, но и потерей квалифицированных специалистов, без которых невозможно удачно вести бизнес. Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах ни настроение, ни мотивация у сотрудников совершенно не способствуют тому, чтобы они были наполнены идеями и верой в светлое будущее. Напротив, повышается их неудовлетворённость, вследствие чего даже те ситуации, на которые они раньше просто не обращали внимания или не воспринимали близко, теперь наводят на размышления и способны подтолкнуть к радикальным решениям.

А. Маслоу предложил отличную систему мотивации и описал пять уровней потребностей, которые следует удовлетворять, начиная с первого уровня: физиологические потребности, потребность в защищенности, безопасности, потребность в принадлежности к социальной группе, потребность в уважении и признании, потребность в самовыражении [1].

Целью данного исследования является рассмотрение особенностей мотивация персонала в условиях кризиса.

Таким образом, мотивацию можно определить как, совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека [1].

Было установлено, что производительность труда внутри компаний растет достаточно медленно или вовсе снижается, на это влияют следующие факторы: состояние мировой экономики, сокращения коллег, недостаток коммуникации, возросший круг обязанностей.

Анализ исследований практических аспектов мотивации позволил сделать следующие выводы:

Должна ли компания дополнительно мотивировать персонал в условиях кризиса?

Ротация ответов:

  • 16% - нет, сотрудники и так держатся за работу;
  • 44% - да, большее внимания нематериальной мотивации;
  • 40% - да, большее внимания материальной мотивации.

Кризисная ситуация в экономике заставляет?

Ротация ответов:

  • 37% - работать в обычном режиме;
  • 26% - прилагать больше усилий на рабочем месте т.к. увеличился объём работы;
  • 18% - прилагать больше усилий на рабочем месте, чтобы сохранить работу;
  • 13% - затрачивать меньше усилий т.к. уменьшился объём бизнеса;
  • 6% - затрачивать меньше усилий т.к. работодатель ухудшил мои условия.

Чтобы достигнуть мотивации в условиях кризиса каждый руководитель должен ответить на такие вопросы:

  • Как разобраться в мотивации подчиненного?
  • Чем отличаются методы мотивации в период кризиса?
  • Какие ошибки руководитель допускает как менеджер?
  • Как избегать конфликтных ситуаций?
  • Должен ли руководитель выполнять работу или только контролировать?
  • Как сформировать дружную и эффективную команду?
  • Что делать с сотрудниками, которые не выполняют задания в срок [2].

Ответив на вышеперечисленные вопросы необходимо выполнить следующие действия для повышения мотивации сотрудников в условиях экономического спада:

  • необходимо дать сотрудникам уверенность в завтрашнем дне;
  • создать прозрачную и четкую систему оплаты труда в зависимости от затрачиваемого сотрудниками времени и усилий;
  • наладить достоверное информирование внутри компании.
  • обсуждение с сотрудниками возникающие сложности, в том числе и экономические;
  • стать ближе к сотрудникам, обсуждать с ними возникающие трудности и вместе находите пути их решения; интересуйтесь их проблемами.
  • тактичная критика, но при этом не забывать замечать и поощрять достижения;
  • не задерживать зарплату или выплату премий;
  • учитывание индивидуальных особенностей и индивидуальные мотивационные факторы в расстановке кадров.

Одними из основных задач руководителя любой компании остаются прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций, а также своевременное проведение необходимых преобразований внутри предприятия, сопровождаемое грамотной работой с персоналом. Однако при наступлении кризиса определение состава мер по его преодолению, в том числе и в области мотивирования персоналом, должно проводиться в кратчайшие сроки и корректироваться по мере развития событий. Реализация предложенные действия позволит руководителю повысить мотивацию своего коллектива даже в условиях экономического спада.

Литература:

  1. Цветаев В.М. Управление персоналом / Цветаев В.М. – СПб: Питер, 2002. – 126 с.
  2. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом / Цыпкин Ю.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 289 с.