Каталог статей

к.э.н. Ашимова Индира Дарбаевна
Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, Республика Казахстан

Современное состояние отечественных предприятий молочной продукции в условиях рынка

Молочные продукты относятся к той категории продуктов, которые в терминах официальной лексики принято называть товарами повседневного спроса. Потребление молочной продукции напрямую влияет на состояние здоровья нации: как утверждают ученые, молоко - это один из базовых продуктов питания, важная составляющая здорового рациона людей всех возрастов во всем мире. Не случайно в последние годы свыше 90% роста мирового потребления молочной продукции приходится на рынки развивающихся стран, население которых по мере роста доходов стало разнообразить свое меню за счет здоровой пищи. Потому вполне закономерно, что обеспечение внутреннего рынка страны молочными продуктами собственного производства является вопросом продовольственной безопасности. По мнению экспертов, обеспечить продовольственную безопасность можно лишь в том случае, если 80% потребляемой населением продукции производится внутри страны. К сожалению, в настоящее время на казахстанском молочном рынке сложилась тревожная ситуация. Отечественные производители теряют свои позиции, а доля продукции, выпущенной за рубежом, в общем объеме потребления растет медленно, но верно.

Тревожная тенденция увеличения импорта молочной продукции, отмечают представители Молочного союза Казахстана, прослеживается на протяжении последних четырех-пяти лет. Согласно данным, в 2005 году на внутреннем рынке было реализовано 365,9 тыс. тонн молочных продуктов, в то время как объем производства продукции казахстанскими предприятиями составил 282,5 тыс. тонн. В 2006 году соответствующие показатели оценивались в 452,3 тыс. тонн и 345,7 тыс. тонн, в 2007 году - 497,5 тыс. тонн и 381 тыс. тонн, а в 2008-м - 523,9 тыс. тонн и 380,3 тыс. тонн. Как отмечают эксперты, доля импортной молочной продукции ежегодно увеличивалась на 2-10% в зависимости от вида товара. Результатом такой постепенной экспансии зарубежных производителей на казахстанский рынок стали следующие показатели: на сегодняшний день в нашу страну ввозится из-за рубежа более 67% сыра и творога, 20% цельномолочной продукции, 40% масла. При этом безусловное первенство по объему поставок молочной продукции на казахстанский рынок держат страны из СНГ: Беларусь и Украина лидируют по поставкам сыра, Россия - по цельномолочной продукции.

Производство молочной продукции снизилось и в абсолютных цифрах. Если в 1990 году в Казахстане выпускалось 85 тыс. тонн животного масла, то сегодня - 11,7 тыс. тонн. Двадцать лет назад отечественные заводы производили 32,7 тыс. тонн натурального сыра, тогда как сегодня этот показатель не превышает 8 тыс. тонн - и это вместе с натуральным творогом. Причины сокращения объемов производства отечественной продукции и, соответственно, роста импорта имеют глубинное происхождение. В качестве одного из главных негативных факторов, следует рассматривать подход к организации производства сырья.

Создания крупных молочно-товарных ферм позволит рассчитывать на изменения к лучшему в отечественной молочной отрасли. Ведь фермерское хозяйство выгодно отличается от крестьянского более грамотным подходом к организации процесса сбора, хранения, определения качества молока, поставки кормов. Правительство уже одобрило идею создания молочно-товарных ферм и поручило Министерству сельского хозяйства в ближайшие годы создать 35 МТФ, которые должны обеспечить поставку 80% производимого в республике молока.

И все же поддержки идеи создания МТФ лишь на уровне аграрного ведомства недостаточно, интерес к этой инициативе должны проявить в первую очередь представители крестьянских хозяйств. Поэтому одно из главных направлений работы в этой сфере МСХ видит в создании кооперативов. Крестьянам необходимо объединиться на добровольной основе, когда каждый из них будет заинтересован в сдаче молока. Надо решить вопрос о разнице в цене на сдаваемое и принимаемое молоко. Помимо этого представителям частных хозяйств потребуется найти подход и в таких вопросах, как приобретение техники, тех же молоковозов, например, и организация молокоприемных пунктов. Эти инициативы неизбежно потребуют кредитной поддержки, ведь собственных средств для обустройства молокоприемного пункта у фермеров нет.

Качество и количество молока во многом зависит от кормов. От среднестатистической казахстанской коровы ежегодно удается получить 2300 литров молока, тогда как в России соответствующий показатель составляет 2700 литров, а в Беларуси - 3000 литров. При отсутствии соответствующей кормовой базы о высоких надоях приходится лишь мечтать, но у многих наших крестьян нет средств, чтобы обеспечить корову полноценными кормами, особенно в зимний период. В результате фермерам приходится искать варианты, чтобы достать корм по приемлемой цене. О качестве в этом случае, как правило, речи не идет. Таким образом, необходимо решать вопрос производства большего количества кормов, их доставки до крестьянских хозяйств. Еще один момент, негативно влияющий на качество сырья, связан с низком долей племенных хозяйств. В России и Беларуси доля племенных хозяйств в молочном стаде достигает 20%, у нас же речь идет не более чем о 3-4%. Для решения этой проблемы требуются совместные усилия аграриев и ученых. Нельзя сказать, что государство остается в стороне от решения вопросов, актуальных для фермеров, обеспечивающих сырьем молочную отрасль. В этом году Министерство сельского хозяйства уже вынесло решение о том, что крестьяне, сдающие молоко на переработку, получат субсидии от государства - прежде такого механизма не существовало.

Для поддержки предприятий молокоперерабатывающей отрасли в деле увеличения использования производственных мощностей помогло бы формирование госзаказа. Необходимость формирования госзаказа, заключается в том, что казахстанские предприятия будут больше, заинтересованы в качестве поступающего сырья, молока, пригодного, для производства сыров. В этом же будут заинтересованы крестьянские хозяйства, поставляющие на переработку 94% животноводческого сырья. Доминирующее положение частных хозяйств в качестве поставщиков сырья для молокоперерабатывающей отрасли не только не лучшим образом отражается на качестве молока, но делает продукт его переработки неконкурентоспособным по цене, что оказывается не в пользу наших предприятий. На крупных молочно-товарных фермах качество молока строго контролируется, его себестоимость оказывается ниже.

Наряду с затратами, обусловленными необходимостью довести сырье для производства молочных продуктов до кондиции, на ценообразование влияют другие расходы - на зарплату, электроэнергию, воду, выплата налогов. Сказываются на цене конечного продукта и расходы на транспортировку. Порядка 15-20% от стоимости самой продукции приходится на стоимость упаковочных материалов. Это цифры, и для многих изготовителей, в первую очередь из числа небольших компаний, недоступность качественной упаковки становится серьезной проблемой. Разработку дизайна и производство упаковки на уровне зарубежных поставщиков могут потянуть главным образом крупные производители. Для небольших производителей такой шаг экономически нецелесообразен.

Отечественным производителям надо переходить на современные упаковочные материалы, усовершенствовать технологии, внедрять новые производственные линии, современное оборудование, разрабатывать рецептуры собственных аналогов пользующихся спросом импортных продуктов. Словом, импортная продукция нередко выполняет роль катализатора усовершенствования казахстанской молочной промышленности. Безусловно, государство должно поддержать своего производителя.