Каталог статей

Ермак Е.Н.
Научный руководитель: к.э.н., доцент Закалинская Е.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли Имени Михаила Туган-Барановского

Модель оценки стратегических альтернатив на основе SWOT–анализа

Акроним SWOT был впервые введен в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики политиком K. Andrews. Первоначально SWOT- анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.

Теоретические и практические вопросы были рассмотрены в научных работах зарубежных авторов, таких как Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., так и отечественных – А. Гальчинский, В. Геец, Ю. Макогон, А. Амоша и другие, но в публикациях перечисленных авторов особое место отведено глобальным направлениям разработки государственной стратегии, однако в меньшей степени рассмотрен микроуровень стратегического планирования ВЭД – уровень отдельного предприятия.

Разработка стратегии логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Основное предназначение внешнего анализа — определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. [1]

Одним из наиболее распространенных методов анализа организационной среды предприятия является SWOT-анализ.

Аббревиатура S-W-O-T (SWOT) означает «сила, слабость, удобные возможности, угрозы» (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Он используется на этапе проведения стратегического анализа, предполагает определение степени влияния макроокружения на деятельность организации, выявление возможностей и угроз, определение степени влияния микроокружения на деятельность организации, оценка конкурентных позиций организации, определение потенциала организации и ее слабых сторон.

Цель SWOT- анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

Задачи SWOT-анализа:

  1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;
  2. Выявить возможности и угрозы внешней среды;
  3. Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;
  4. Сформулировать стратегию развития предприятия

В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т.д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию

Работая по методике SWOT-анализа, аналитик тщательно изучает доступные ему материалы по данной фирме и размещает их в матрице, состоящей из четырех перекрестных полей.

Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств. Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей:

  • силы — возможности (S-O);
  • силы — угрозы (S-T);
  • слабости — возможности (W-O);
  • слабости — угрозы (W-T).

В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий. Стратегии именуются по названию анализируемых внутренних и внешних обстоятельств. Так, при анализе пары факторов «Силы — возможности» формируется группа стратегий, которая относится к типу «стратегии SO». Для другой пары факторов «Силы — угрозы» создается группа «стратегии ST» и т.д. [2]

Используя эти четыре хорошо известных понятия (сила, слабости, возможности и угрозы) можно создать мощный инструмент для анализа стратегического положения корпорации.

Для выявления возможностей, угроз, сильных и слабых сторон деятельности организации можно воспользоваться методом экспертных оценок после обработки соответствующей статистической информации. Для этого необходимо сформировать набор оцениваемых факторов и привлечь экспертов, которые из общего количества определенных факторов выберут наиболее ярко выраженные. Эксперты могут оценивать данные компоненты, используя балльный метод, т. е. по предварительно установленной шкале, например от 1 до 5 баллов, в пределах которой эксперты оцениваю степень влияния (СВ), степень риска от возникновения фактора (СР), а также (по шкале от 0 до 1) вероятность возникновения фактора (ВВ) и вероятность наступления риска (ВН).Следующим этапом проведения SWOT-анализа является попарное сравнение факторов, определение стратегических направлений и разработка вариантов стратегических решений для каждого из полей.

  1. Стратегии WT слабости — угрозы (mini-mini). Цель любой из стратегий вида WT состоит в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.
  2. Стратегии WO слабости — возможности (mini-maxi). Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности.
  3. Стратегии ST cилы — угрозы (maxi-mini). Цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы, и минимизировать угрозы.
  4. Стратегии SO cилы — возможности (maxi-maxi). Любая компания должна стремиться к тому, чтобы максимизировать одновременно как силы, так и возможности.

Таким образом, после выполнения процедуры сравнения факторов имеем набор стратегических альтернатив, который заносим в соответствующие поля матрицы SWOT. Кроме того, зная также их числовые значения, можем выбрать альтернативу с максимальным числовым значением, либо выработать комбинированную стратегию из нескольких альтернатив для ситуации, когда одинаковое максимальное значение имеют несколько стратегических альтернатив. [3]

Кроме выше указанного назначения SWOT — анализ можно использовать при оценке конкурентных преимуществ фирмы и разработке конкурентных стратегий.

В этом случае идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие условий для превращения слабостей организации в силу и угроз возможности;
б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

SWOT-анализ основан на использовании данных о настоящем и прошлом состоянии. Для разработки стратегии этого недостаточно, необходима информация о тенденциях развития рыночной ситуации; метод требует обеспеченности, исчерпывающей полноты и осторожности при его выполнении. [4]

На сегодняшний момент в литературе встречаются робкие попытки применения SWOT-анализа и для разработки деловых и функциональных стратегий. Это направление в применении данного метода является перспективным, так как, выбирая различные уровни анализа (точки отсчета), действительно можно воспользоваться SWOT-матрицей для разработки, например, кадровых стратегий организации.

Таким образом, применяя SWOT-анализ в сочетании с экспертными методами оценки степени влияния факторов на выработку стратегии, вероятности их наступления, степени риска и вероятности наступления риска, этот метод становится хорошим инструментом, позволяющим не только оценивать изменения факторов организационной среды, но и вырабатывать альтернативные варианты стратегий на основе полученных количественных оценок.

Литература:

  1. [сылка более недоступна}
  2. http:/vestnik.uapa.ru. Особенности применения SWOT-анализа//Научный вестник-2009.-№6
  3. SWOT-аналіз — основа формування маркетингових стратегій підприємства. — Донецьк, [Текст], 2001.
  4. [сылка более недоступна}