Каталог статей |
Докторант PhD Молдаханов А. С.
Объективные факторы ценообразования на рынке ценных бумагРынок ценных бумаг и биржевое дело привлекают в течение последнего десятилетия пристальное внимание, как профессиональных участников рынка, так и хозяйствующих субъектов (предприятий) и граждан. Развитие фондового рынка стало основой беспрецедентной в истории смены общественного строя. На первичном рынке ценных бумаг произошли обвальная приватизация и акционирование предприятий. В результате приватизации общество практически разделилось на различные группы – реальные и формальные, эффективные и неэффективные, крупные, средние и мелкие собственники и малоимущие. Рынок ценных бумаг в современном понимании зародился лишь в конце XVI в. в связи с усилением эмиссионной активности государства и появлением акционерных компаний. В настоящее время, рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка, на котором осуществляется весь комплекс операций по многовекторному движению капиталов от эмиссии фондовых ценностей, выражающих отношения совладения и займа, до перехода средств от инвесторов к эмитентам, а также изменение собственников ценных бумаг посредством проведения торговых операций на рынке. Рынок ценных бумаг является механизмом, содействующим обмену финансовыми активами путем организации контактов между покупателями и продавцами. Место рынка ценных бумаг можно оценивать с двух позиций: с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников, а также вложения свободных денежных средств, в те или иные инструменты фондового рынка. Следует отметить, что важным фактором здесь является ценообразование на рыке ценных бумаг. К числу первичных и наиболее важных объективных факторов ценообразования на государственные ценные бумаги (долговые ценные бумаги, выпущенные центральными и местными органами власти) является регламентирование способа установления цены и придание определенной направленности процессу дальнейшего изменения текущих цен. Эти возможности заложены в условиях выпуска и распространения ценных бумаг. При жесткой регламентации заранее задаются не только исходная цена продажи и конечная цена выкупа, но и (в той или иной степени) весь тренд изменения цен в пределах между этими полюсными значениями. Цены на государственные ценные бумаги становятся фиксированными ценами продавца, не зависящими от поведения покупателя. При мягкой регламентации эмитент предопределяет только первичную цену и цену выкупа, тогда как на вторичном рынке имеет место свободное рыночное ценообразование. Применительно к государственным ценным бумагам, получивших распространение в Казахстане в течение последних шести лет, фактор ценовой регламентации проявляется по-разному. Так, к облигациям внутреннего займа относится действие механизма рыночного ценообразования, при котором цена формируется в процессе взаимодействия (свободного торга) продавцов и покупателей, на основе выравнивания спроса и предложения. В этих условиях существует реальная возможность одновременного осуществления сделок в разных местах и по разным ценам. Иная ситуация имеет место в отношении государственных краткосрочных облигаций (ГКО), облигаций государственного республиканского займа. Где цены фиксируются на каждую неделю. Место проведения сделок купли-продажи государственных краткосрочных обязательств строго регламентировано; устанавливается единая цена, по которой проводятся сделки в каждый конкретный момент времени, при наличии множественности спектра цен спроса и предложения. Ряд внешних факторов регулятивной природы оказывает влияние на цены не прямо, а посредством воздействия на величину спроса и предложения, от которых, как известно, зависит рыночная цена государственных ценных бумаг. В реальной практике чаще всего происходит понижение рыночной цены ценных бумаг вследствие сокращения спроса на них или роста предложения. Наиболее типичные ситуации здесь таковы. Введение льгот по налогу на получаемую за счет купли-продажи ценных бумаг прибыль побуждает рост цен на них и приводит к "отсечению" от спроса убыточных и скрывающих свою прибыль организаций, а также граждан, доходы которых по депозитам и так не облагаются подоходным налогом. Подобные инвесторы проявляют интерес к приобретению государственных ценных бумаг на рынке только в тех случаях, когда доходность этих бумаг без учета налоговых льгот сопоставима со ставками депозитного рынка, но такое случается редко. По существующему законодательству налогом на прибыль не облагается доход по государственным ценным бумагам, к которому относятся процентные выплаты по ним, но возможно в скором времени введение этого налога. Доход же, получаемый от перепродажи, облагается налогами в общем порядке. Однако отдельными подзаконными актами от налога освобождены доход на рынке ГКО, разница в цене покупки и погашения золотых сертификатов. Различия в учете дохода от продажи и погашения последних были введены после истечения половины срока их обращения и подорвали вторичный рынок золотых сертификатов. Потеря налоговых льгот продавцами привела к завышению цен и оттолкнула покупателей, сохранивших возможность приобретения сертификатов по более низкой текущей цене первичного размещения, не зависящей от налоговых льгот. Доказательством влияния налогообложения на спрос и на цены ГКО служит ситуация, возникшая в мае 2001 г. после выхода постановления Правительства РК, в соответствии с которым в состав доходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются доходы по ГКО. Содержание этого документа было расценено как отмена налоговых льгот по государственным ценным бумагам. В итоге практически сразу же стали наблюдаться снижение цен и резкий рост доходности ГКО всех выпусков, участвовавших в обращении. Министерство финансов РК было вынуждено распространить письмо, в котором указывалось, что после формирования налогооблагаемой базы она уменьшается на сумму льгот, и, таким образом, налоговые льготы по государственным ценным бумагам сохранены в прежнем объеме. После этого разъяснения курсы облигаций вернулись на прежнюю отметку. Наряду с льготированием прибыли сделки с государственными ценными бумагами стимулируются также и по налогу на операции с ними. Вместо общей налоговой ставки 0,3% от суммы сделки, исчисляемой для двух контрагентов, уплачивающих налоги, операции с государственными ценными бумагами облагаются налогом только на покупателя и по ставке 0,1%. Тем самым возникают льготы по налогу на операции, приводящие к снижению затрат по сделкам и способствующие повышению цен. Существенное ограничение спроса на золотые сертификаты произошло вследствие их высокого номинала, который практически исключал покупку их мелкими фирмами и физическими лицами. Между тем именно эти слои покупателей могли прельститься золотым обеспечением. Появление же сертификатов на мелкие суммы (после того, как Министерство финансов РК разрешило владельцам дробить крупные) породило у участников рынка сомнение в их статусе. Итак, номинал ценной бумаги способен оказывать влияние на спрос, а вместе с этим и на их цену. Выделение узкой зоны мест проведения сделок с государственными ценными бумагами существенно сокращает спрос на них со стороны потенциальных инвесторов, удаленных от этих мест. Отсутствие прямой продажи государственных краткосрочных облигаций, равно как и необходимость приобретать их через дилеров с выплатой комиссионных вознаграждений, также снижает спрос на этот вид ценных бумаг. К объективным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги следует отнести так называемый законодательный риск. Существует опасность выхода в свет новых законодательных актов, нормативных документов, изменяющих правовую базу рынка ценных бумаг в связи с осуществлением экономических реформ или сменой правительственного курса, корректировкой экономической политики. Этот вид риска весьма характерен для условий перевода экономики на рыночные рельсы, глубокой перестройки методов хозяйствования. Данные обстоятельства в состоянии значительно трансформировать ценообразующие факторы на рынке ценных бумаг. Литература:
|