Каталог статей

Соискатель Блажевич И.В.
Международный институт трудовых и социальных отношений, Беларусь

Создание зеленых маршрутов как перспективы развития агротуризма в Республике Беларусь

«Зеленые маршруты – greenways – многофункциональные маршруты для передвижения по ним немоторизированными транспортными средствами, пролегающие вдоль природных коридоров, исторических торговых путей, рек и железных дорог» [1]. Задача каждого человека, и государства состоит в том, чтобы совершенствовать и сохранять природу, улучшать жизнь населения, через различные механизмы воздействия. Зеленые маршруты способствуют и благоприятно влияют на развитие местной экономики, рост предпринимательства в различных регионах страны. Благодаря созданию зеленых маршрутов создаются новые гостиницы, усадьбы, центры туристической информации, магазины, бары, пункты проката туристического и спортивного оборудования, создание новых рабочих мест, происходит развитие местной инфраструктуры.

Для развития и создания зеленых маршрутов в Республики Беларусь имеются все предпосылки: великолепные ландшафты, большое количество озер и рек, памятники истории, культуры, природы, дворцово-парковые ансамбли, инициативные группы людей (краеведы, преподаватели, местная администрация). Проблема заключается только в том, что на данный момент не существует перспективной карты зеленых маршрутов, на которой будут не только существующие маршруты, но и созданные маршруты в будущем, пересекающиеся и дополняющие друг друга.

Зеленые маршруты бывают различной протяженностью: большая (международная) протяженность; локальная протяженность; городская протяженность.

Зеленый маршрут – это обозначение на трассе определенной тематики маршрута (велосипедный маршрут). Для каждого маршрута должна существовать своя информационная система (карта, веб-сайт, указатели на трассе) с целью узнаваемости туристом местности. Маршрут должен составляться и управляться, определенной организацией, которая должна следить за тем, чтобы маршрут отвечал основным требованиям безопасности. Маршрут должен вписываться в другие системы региона и взаимодействовать с ними. Маршрут не должен быть обособленным от коммуникационных, туристических и транспортных систем.

Зеленые маршруты с большой протяженностью объединяют страны, регионы и большие города. Их основной целью является развитие устойчивых видов туризма (агротуризма). Зеленые маршруты объединяют природные и культурные достопримечательности, места (деревни, населенные пункты, города) со своей индивидуальной краеведческой, природной, культурной, исторической и социальной значимостью, в которых турист может ознакомиться с наследием и историей населенного пункта или в которые турист может легко добраться от основной трассы своего маршрута. На всей протяженности маршрута должны присутствовать места для остановок и отдыха туриста. На протяжении маршрута должны находиться гостиницы, магазины, в которых турист может приобрести еду или напитки, сувениры местного производства и отдохнуть. По маршруту в каждом населенном пункте располагаются информационные – указатели на различных иностранных языках, которые помогают туристу не потерять маршрут своего следования. Следование туристов по маршруту не вызывает никаких преград, так как, маршрут проходит по безопасным дорогам, которые специально предусмотрены для определенного вида туризма. На маршруте существует возможность воспользоваться услугой туроператора, для изменения маршрута или консультаций по существующему маршруту.

Зеленые маршруты с локальной протяженностью отличаются от маршрутов с большой протяженности – расстоянием, данный маршрут пролегает, как правило, по сельским территориям. Их основной целью является развитие туризма и отдыха в короткие промежутки времени, один день или выходные. У локального зеленого маршрута, маршруты могут быть разнообразные, на них турист только знакомиться с природным и культурным наследием региона, так как изучить историю и наследие не представляется возможным в силу ограниченности во времени. На пути следования, должны присутствовать информационные указатели для ориентации о маршруте следования, и места для отдыха туристов. Маршрут может стартовать от начала деревни или города (с доставкой туриста до начала пункта маршрута), и заканчиваться в конце деревни или города.

Городские зеленые маршруты – многофункциональная дорожка (для различных категорий туристов), которая проходит возле всех достопримечательностей города (реки, озера, памятника культуры, парка). Целью городского маршрута является безопасное движение отдыхающих и ознакомление с достопримечательностями города. Дороги по городскому маршруту должны быть достаточно удобные, как для пеших туристов, так и для туристов с другими видами перемещения (в том числе и с различными физическими возможностями), за исключением моторизованных транспортных средств, т.е. для автотранспорта должна быть отдельная дорога. На маршруте должны располагаться информационные указатели для ориентации туристов по месту следования, и места для отдыха и остановки туриста.

Выводы: Благодаря созданию зеленых маршрутов, вдоль зеленных маршрутов развивается транспортная сеть и малая инфраструктура. Каждый зеленый маршрут реализуется группой партнеров, которые подписывают декларацию участия в проекте и выбирают главного координатора на международном и локальном маршруте, что способствует развитию сотрудничества между странами, городами, регионами. Зеленые маршруты способствуют сохранению и улучшению природного и культурного наследия, а также интеграции различных культур, обмен опытом, рост экономики и предпринимательства.

Литература

  1. www.greenways.by
  2. Зеленые маршруты = Green ways/ Программа развития ООН в Республике Беларусь, Европейский союз. Минск: Альтиора – Живые краски, 2010. – 15.
  3. Зеленые маршруты Брестской области [Г.М. Грибов и др.] – [Б.м.: б.и., 2009]. – 12.
  4. Эко – и агротуризм: перспективы развития на локальных территориях / [редколлегия: В.Н. Зуев (ответственный редактор) и др.]. – Минск: Орех, 2009. – 96.