Каталог статей

Научный консультант к.э.н. Акимова О. Е.
Филиппов К. А., Филиппова Е. С.
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

Проблемы развития конкуренции в сфере оказания медицинских услуг

По характеру финансирования эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделяют три вида систем здравоохранения, то есть три различных уровня конкуренции в данной сфере: государственная или система Бевериджа, система, построенная по принципу медицинского социального страхования (система Бисмарка), и платные, рыночные или частные, финансируемые из личных средств населения системы[2].

В настоящее время, в связи с изменениями структуры заболеваемости, постарением населения, качественными сдвигами в медицинских технологиях, необходимо существенное расширение финансовой базы отрасли, а также внедрение новых, более действенных конкурентных механизмов ее формирования. Безусловно, развитие конкуренции в сфере оказания медицинских услуг не означает полный отказ от государственного регулирования отрасли. Повышение качества медицинских услуг возможно только в рамках конкурентной среды, однако некоторые виды специальной медицинской помощи могут осуществляться только при участии государства (медицинская помощь в малонаселенных районах, помощь малоимущим слоям населения).

Новая модель здравоохранения, используемая в настоящее время за рубежом, основана на следующих принципах: доступности, адекватности реагирования на запросы потребителей и государственном регулировании. Можно утверждать, что в новой модели здравоохранения соединены преимущества общественных систем здравоохранения, реализующих принципы справедливости, равноправия и социальной эффективности, с преимуществами частных систем охраны здоровья – удовлетворением потребительского спроса и внутренней эффективностью. Новая конструкция усиливает элементы общественного финансирования, не исключая других источников поступлений средств и развития конкуренции. Россия пока находится только лишь на начальной стадии перехода к подобной организации системы здравоохранения.

Правительством Российской Федерации неоднократно поднимался вопрос о повышении конкурентоспособности современной отечественной медицины. Однако, при этом крайне сложно смоделировать те механизмы, которые позволят в кратчайшие сроки повысить качество медицинских услуг. Основой конкуренции (в медицине) является расширение возможности потребительского выбора в трех основных сферах: в форме оплаты медицинской помощи, в выборе поставщика медуслуг и объема услуг. В настоящее время существуют серьезные ограничения для потребительского выбора. Очевидным препятствием является локальная монополия больниц в небольших населенных пунктах, ограничивающая возможности формирования конкурентной среды. С этим связано также и такое обстоятельство, как исторически сложившаяся российская многоуровневая система оказания медицинской помощи, где каждый этап соответствует определенному уровню интенсивности лечения. Реализация права на ресурсы обязательного медицинского страхования возможна в большинстве случаев в государственных учреждениях. Исключением служит пример Санкт-Петербурга, где в настоящее время 31 частная клиника отстояли своё право на реализацию медицинских услуг в рамках системы ОМС.

Следующим препятствием служит неразвитость института независимого врача первичного звена, в то время как за рубежом в сфере амбулаторной помощи в основном действуют конкурирующие между собой независимые частнопрактикующие специалисты. Частная медицинская практика в основном представлена стоматологическими, косметологическими, массажными и гинекологическими услугами. Остальные направления медицинской помощи практически не развиты в частном секторе.

Преодоление вышеуказанных трудностей возможно при условии создания массовой категории независимого врача, работающего по контракту с системой ОМС, проводя периодические кампании по перерегистрации пациентов к врачу общей практики, то есть у пациента должно быть право выбора лечащего врача. Кроме того, необходимо внедрять конкурсные программы размещения заказов по параметрам качества в системе ОМС. Однако в действительности реализация этих положений может быть затруднена. К примеру, в начале 90-х годов в Великобритании требования к параметрам качества стали приоритетными при размещении заказов, в результате чего система оказалась очень дорогой [3, с. 38].

Необходимым условием создания и развития конкурентной среды в сфере предоставления медицинских услуг является доступ к достоверной информации о качестве предоставляемой медицинской помощи в различных учреждениях. На Западе, например, публикуются рейтинги больниц по результатам лечения отдельных заболеваний, и это дает основания для индивидуального или коллективного выбора.

Низкая эффективность деятельности структур государственного регулирования и контроля приводит к возникновению административных барьеров (лицензирование, коррупция, проверки различных органов контроля). Совершенствование деятельности данных структур позволит частному сектору беспрепятственно развиваться для более полного удовлетворения потребностей населения в качественной медицинской помощи [1].

Только соблюдение всех вышеперечисленных условий может обеспечить реальную конкуренцию в сфере оказания медицинских услуг. Однако данные условия не могут быть достигнуты лишь с помощью саморегулирования рынка. Необходима четкая и взвешенная политика государства, направленная на модернизацию системы здравоохранения в целях создания условий поддержки потребительского выбора и формирования конкурентной среды.

Литература:

  1. Лазарев С. В. Административные барьеры в здравоохранении как бег с препятствиями малого предпринимательства России. // //www.privatmed.ru/?module=custompage&id=863/
  2. Манулик А. В. Опыт реформ здравоохранения. // www.minzdrav.by/med/docs/journal/
  3. Филиппова И. Реформа здравоохранения глазами экономистов и социологов / И Филиппова // Ремедиум. – 2008. – №6. – С. 35-41.