Каталог статей

Дядечко Л.П, к.е.н, профессор
Момот Анна
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Роль, место и проблемы развития туризма в экономике Украины

Туризм является важным фактором обеспечения конкурентоспособности страны в целом и ее отдельных территорий, то есть региональных и локальных туристических дестинаций.

Роль туризма в структуре глобальной экономики постоянно возрастает. Туризм и индустрия путешествий уже превратились в крупнейший сектор мировой экономики. Доказано, что и в дальнейшем этот сектор будет активно расширяться и генерировать создание новых рабочих мест [1,с.212]. Более того, туризм будет оставаться надежным двигателем регионального и национального развития экономики. Уже сегодня туризм для многих стран и регионов служит существенным источником доходов и занятости населения.

Условием развития туризма в Украине является создание благоприятной организационно-правовой и экономической среды, направленной на формирование конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках туристического продукта, что требует эффективного использования природного и историко-культурного потенциала туристических дестинаций Украины, обеспечения их социально-экономических интересов и экологической безопасности.

Сфера курортов и туризма в Украине, пока еще не освободилась от воздействия мирового финансового кризиса, который тормозит спрос на туристический продукт Украины в отличие от спроса на выездной туризм. Если сравнить въездные и выездные туристические потоки за I квартал 2009 и 2010 гг., то следует отметить, что поток въездных туристов в Украину, по данным Государственной службы туризма и курортов Украины, сократился на 5 % по сравнению с I квартал 2009 года, а выездных, наоборот, возрос на 3%[2]. Несмотря на это, туризм имеет большой потенциал для развития экономики страны, так как он генерирует 11 % валового продукта в мире, а туристическая индустрия - 4,2 %.[1]

Анализ ситуации в туризме Украины показывает, что его динамика характеризуется развитием, хотя без стабильного роста. Причинами нестабильности роста показателей туристической деятельности в Украине является ряд проблем, которые тормозят развитие, прежде всего, туристической инфраструктуры.

Следует отметить, что в средствах массовой информации активно рекламируется выездной туризм и почти отсутствует реклама украинского туризма. Исключение составляют общеизвестные туристические дестинацийи рекреационного значения (Крым и Карпаты). Ни в одном городе Украины не раздаются бесплатные буклеты-путеводители по историко-культурным местам, а некоторые туристические дестинацие не имеют таких путеводителей, что приводит к малой осведомленности даже своего населения о многообразии украинского туристического продукта..

Основной причиной недостаточного развития туристической инфраструктуры является ограниченность государственных средств на реконструкцию достопримечательностей истории и архитектурного наследия, а привлечение частных инвестиций тормозится неурегулированной нормативно-законодательной базой страны. Как известно, значительное количество населенных пунктов Украины - Хотин, Междуречье, Изяслав и другие имеют достопримечательности архитектуры ХVІІ- ХVIII века, для возобновления которых требуется значительные капиталовложения[1].

Пока еще игнорируется то, что в больших городах Украины можно развивать промышленный, а в селах - зеленый туризм, соединяющих в себе пассивные и активные виды отдыха.

Понятно, что без инвестиций и масштабных организационных действий в сфере туризма невозможно его развитие и повышение роли в экономике страны. Поэтому увеличение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры и повышение качества обслуживание туристов до уровня мировых стандартов обеспечат развития туризма и повышение его доли в создании валового внутреннего продукта Украины.

Решение рассмотренных проблем положительно повлияет на экономическое и социальное развитие страны.

Литература

  1. Гайдук А. Інтегрований туристичний концерн – сучасна форма туристичного підприємства в умовах глобалізації // Регіональна економіка, 2006. - №2. – С.204- 212.
  2. Державна служба туризма та курортів [електронний ресурс].- Електрон. Текстові дані (17634 байт).-Режим доступу:<[сылка более недоступна}