Каталог статей

Грянова А.В. Ващенко Н.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского.

Совершенствование бизнес-планирования на предприятии

Бизнес-планирование является одной из важнейших сторон деятельности предприятия, так как с его помощью осуществляется необходимый предварительный контроль за образованием и использованием ресурсов предприятия (материальных, трудовых и, в первую очередь, денежных).

Целью данных тезисов является совершенствования системы бизнес-планирования, базирующейся на применении системного подхода и методов экономико-математического моделирования.

Совершенствование системы бизнес-планирования на предприятии может осуществляться в следующих направлениях.

Повышение уровня стандартизации. Стандартизация обеспечивает процедуру, которая позволяет решать проблемы бизнес-планирования на разных подразделениях предприятия или центрах ответственности основываясь на общей концепции и стандартах.

Совершенствование организованности бизнес-планирования, то есть строгость и выполняемость режима составления планов. Недостаточная, также как и чрезмерная организованность снижает гибкость и адаптивность системы планирования к меняющимся условиям внешней среды. Обеспечение оптимальной точности планов. Точность планирования означает уровень точности измерения характеристик объектов планирования, составных частей плана, а тем самым и содержания плана [1].

Совершенствование системы документооборота. Налаженная система документооборота позволяет проводить согласование плановых расчетов и контроль выполнения планов, что положительно отражается на достижении цели планирования.

Обеспечение достаточности информации. Комплексные финансовые задачи проблем декомпозируются на частные составляющие, и взаимосвязи между ними необходимо проанализировать для определения иерархии проблем. Часто бизнес-планирование может производится или с целью выявления наиболее значимых в этой иерархии проблем, в то время как остальные проблемные области подгоняются под них, или же планируются наиболее важные участки. Необходимо, чтобы планирование охватывало полностью финансовую и производственную область в полном масштабе.

Совершенствование подсистемы согласования планов. Все частные планы подразделений предприятия и центров ответственности должны быть скоординированы и интегрированы.

В процессе построения и функционирования системы бизнес-планирования происходит взаимодействие с внешней средой. Анализ внешней среды является основной для определения миссии и целей предприятия и для выработки финансовых стратегий, позволяющих предприятию достигать своих целей. Анализ внешней среды предполагает изучение макроокружения предприятия и его непосредственного окружения. Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п. [2].

Для результативного анализа макроокружения предприятие должно иметь систему мониторинга внешней среды, которая будет вести регулярные наблюдения за состоянием ключевых для предприятия факторов. Ведение наблюдений может осуществляться различными способами, например такими как:

  • обзор материалов, опубликованных в свободной печати (книги, журналы и другие информационные издания);
  • изучение мнения экспертов, как внутренних так и внешних;
  • участие в конференциях и семинарах;
  • изучение опыта предыдущей деятельности предприятия.

Ведение наблюдений дает возможность выявления тенденций важных для предприятия факторов, что даст основания для составления прогнозов и определения возможных будущих угроз финансовому состоянию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Совершенствование системы бизнес-планирования на предприятии может осуществляться в следующих направлениях: повышение уровня стандартизации; совершенствование организованности; обеспечение оптимальной точности финансовых планов; совершенствование системы документооборота; обеспечение достаточности финансовой информации; совершенствование подсистемы согласования планов.

В концепции совершенствования системы бизнес-планирования можно следующие основные составляющие – блок построения системы бизнес-планирования и блок функционирования системы бизнес-планирования. Внедрение концепции повышения эффективности системы бизнес-планирования на предприятии невозможно без разработки системы сбора данных, утверждения регламента бизнес-планирования и формирования комиссии по бизнес-планированию. Таким образом перспективой дальнейших исследований является разработка механизма сбора данных для бизнес-планирования.

Литература

  1. Бархатов В.И., Горшков А.А., Капкаев Ю.Ш. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – К.: ЮУрГУ, 2008. – 140 с.
  2. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегическое планирование. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2008. – 576 с.
  3. Гридчина М.В. Финансовый менеджмент: Курс лекций. – К.: МАУП, 2009. – 160 с.
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2008. – 296 с.