Каталог статей

Солдатова Ю. Г., Ващенко Н. В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Необходимость управления прибылью в условиях рыночной экономики

В современных рыночных отношениях предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Прибыль также является плановым показателям. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия. От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях первый путь кажется нереальным.

При рассмотрении прибыли сталкиваются интересы различных сторон:

  • трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли;
  • государства, которое рассчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в бюджет;
  • банков, которых беспокоит платежеспособность предприятия, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых.

Руководителю необходимо так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

  1. Интегрированность с общей системой управления предприятием.
  2. Комплексный характер формирования управленческих решений.
  3. Высокий динамизм управления.

С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи. Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой – различные его уровни. Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

  1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия.
  2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия.
  3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

С целью совершенствования экономического механизма управления прибылью необходимо:

  1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных для рынка изделий.
  2. Проведение эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибыли на предприятии.

Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что прибыль должна не только покрывать расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг), но и быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, а так же решение стоящих перед предприятием задач. Современное производство должно обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.

Литература:

  1. Шишкин А.К., Микрюков В.А. "Учет, анализ, аудит на предприятии" [Текст]. - К.: ”Аудит, ЮНИТИ ”, 2007г., с. 345.