Каталог статей |
Солдатова Ю. Г.,
Ващенко Н. В.
Необходимость управления прибылью в условиях рыночной экономикиВ современных рыночных отношениях предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Прибыль также является плановым показателям. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия. От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях первый путь кажется нереальным. При рассмотрении прибыли сталкиваются интересы различных сторон:
Руководителю необходимо так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии. Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи. Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой – различные его уровни. Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. С целью совершенствования экономического механизма управления прибылью необходимо:
Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибыли на предприятии. Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что прибыль должна не только покрывать расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг), но и быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, а так же решение стоящих перед предприятием задач. Современное производство должно обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство. Литература:
|