Каталог статей |
Курдюкова Ю. А., руководитель
- Назаренко Е. А.
Снижение ставки НДС и его влияние на отрасли экономикиНалог на добавленную стоимость (НДС) – один из главных налогов в Украине. НДС очень сложен и обладает большой коррупционной емкостью [3]. На сегодняшний день проблема НДС в Украине стала очень острой. По сути, сегодня НДС по ставке, по проблемам возврата негативного сальдо, в целом по администрированию разрушает финансы страны и конкретных предприятий. Огромный долг государства создает большие проблемы для предприятий, которые, беспроцентно кредитуют государственный бюджет, что резко снижает их конкурентоспособность. Актуальность данной темы объясняется тем, что система налогообложения НДС требует срочного вмешательства государственных органов. Государство, правительство вместе с парламентом должны решать проблемы связанные с НДС, с его ставкой. Целью данной статьи является рассмотрение наиболее важных аспектов связанных со снижение ставки НДС, проанализировать влияние данного изменения на экономику. Вопросы связанные с изменение ставки НДС рассматривались в работах С. Мусиенко, А. Михайленко, М. Абрамова, С. Картавых и др. В Украине планируется изменение ставки НДС с 20 % до 17 %. Данный переход планируется осуществить постепенно, ежегодно снижая ставку на 1% [1]. Такой переход уже применялся в мировой практике и являлся благоприятным. Планируемая ставка налога на добавленную стоимость в 17% является одной из самых низких в Европе и странах СНГ. По этому показателю Украину опережают только Казахстан со ставкой НДС 12% и мировые центры оффшорной активности Кипр и Люксембург со ставками в 15%. В среднем же по Европейскому Союзу ставка НДС находится на уровне 20% [4]. В Украине доля НДС в структуре доходов госбюджета в 2010 году довольно высока (45%) по сравнению со среднеевропейским уровнем в 26 %. По этому показателю Украина очень близка к России и Франции, где НДС обеспечивает 44 и 41% всех поступлений в бюджет соответственно. При снижении ставки НДС до 17 %, ожидается снижение поступлений в госбуджет от НДС до 38 – 40 %. Данное снижение может повлечь за собой снижение общих доходов бюджета. Проанализировав влияние снижение ставки НДС, многие деятели дают прогнозы о его влиянии на отрасли экономики. Так, например, Станислав Картавых утверждает, что основными отраслями, которые выиграют от снижения ставки НДС, являются отрасли, ориентированные на внутренний спрос — торговля, пищевая промышленность, машиностроение, нефтехимия и энергетика. Несмотря на то, что украинская металлургия производит свыше 6% общей добавленной стоимости страны, что является наибольшим отраслевым показателем, выгода от снижения ставки может оказаться несущественной из-за экспортного ориентирования отрасли [4]. Введение автоматического возмещения НДС и начисление пени за несвоевременное возмещение будут благоприятным нововведением для экспортеров. Если рассматривать изменения в налогообложении НДС сравнивая с российской практикой, можно полагать, что большая часть всей экономии на НДС будет направлено предприятиями на обновление основных средств. Также около трети экономии будет направлено на повышение заработных плат, что в результате может привести к усилению инфляционного давления на экономику. Значительная часть к тому же может быть направлена на погашение задолженности по прочим обязательствам, как то кредиторская задолженность либо долги по остальным налогам. Таким образом, видно, что в снижении ставки НДС существует много положительных моментов, однако, данное изменение требует серьезного изучения и исследования. Необходимо решить все проблемы связанные с возмещением и минимизировать уклонение от уплаты. Для того чтобы урегулировать проблемы связанные с НДС, необходимо задействовать реальный системный механизм погашения задолженности [2]. Необходимо сделать все, чтобы минимизировать потери, чтобы в целом плательщики налогов видели, что государство формирует с ними равноправные с высокой взаимной ответственностью условия возврата НДС. Также необходимо создать условия для того, чтобы возврат НДС происходил четко в соответствии с требованием законодательства в автоматическом режиме. Ситуацию нужно решать в режиме специального диалога власти и бизнеса и искать оптимальные сбалансированные решения, которые позволили бы выполнять обязательства государства и формировать прозрачную экономику. Литература:
|