Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Докторант Ким Л.Н.
Домохозяйства в Казахстане: структура и денежные доходыВ современной экономике домохозяйства (домашние хозяйства) являются важнейшим субъектом, от результатов которых зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Экономическая роль семьи в рыночной экономике чрезвычайно сложна. В связи с этим семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, формирования инвестиционного потенциала и другие. В Казахстане домохозяйство – группа лиц, проживающих совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы, к которым относятся главным образом жилье и продукты питания. Домохозяйство может состоять из одного человека. Члены домохозяйства, в отличие от семьи, могут не состоять в отношениях родства. В целях получения статистической информации об уровне и структуре денежных доходов и расходов, о роли отдельных источников в формировании доходов населения, об изменении потребительского спроса, о составе домохозяйств, о дифференциации населения по уровню денежных доходов органами государственной статистики проводятся выборочные обследования домашних хозяйств. Анализ этих показателей показывает тот или иной жизненный уровень населения. Правительство, используя полученные данные, определяет основные направления по сближению жизненного уровня различных групп населения. Домохозяйства в Казахстане неодинаковые по размеру, по количеству детей, по половозрастному составу, неравномерному проживанию. Рассмотрим распределение домохозяйств по составу и наличию детей (Табл.1). Таблица 1- Распределение домохозяйств по составу и наличию детей в процентах
1) Начиная с 2001 года возрастной ценз для категории «дети» до 18 лет 2) К числу домохозяйств, имеющих детей Источник: Уровень жизни населения в Казахстане 2004-2008. Агентство республики Казахстан по статистике. Астана. 2009г. Из таблицы 1 видно, что наиболее чаще в казахстанском обществе с 2004 по 2008 гг. имеет место домохозяйства в городе с численностью два и три человека, а в селе – четыре и пять человек. Домохозяйства, состоящие из одного человека в городе, по сравнению с селом превышают в 2,5 – 3 раза, напротив, опережает на эту же величину, сельские домохозяйства, состоящие из пяти человек. Также, следует отметить, в городе превалируют домашние хозяйства, имеющие одного ребенка, что составляет более 50%, а свыше пяти детей желают в среднем 3%. Многодетные семьи, пять и более детей, в селе встречаются в три раза чаще, чем в городе. В период с 2004 г. по 2008 г., несмотря на положительную динамику макроэкономических показателей, высокий уровень малообеспеченности остается нерешенной проблемой. Поскольку, степень распространения малообеспеченности напрямую зависит от количества детей в семье. Одним из важных показателей уровня жизни является среднедушевые номинальные денежные доходы. Как показывают данные обследования, среднедушевые номинальные денежные доходы в Казахстане различны, характеризуются неравномерностью, как по областям, так и внутри них (Рис.1). Наиболее высокие среднедушевые номинальные денежные доходы наблюдаются в Атырауской, Мангистауской областях, которые заняты в нефтегазовом секторе экономики, а также в столице Астане и в городе Алматы. В таких областях, как Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алматинская области имеют самые низкие показатели среднедушевых денежных доходов. В 2004г. при минимальном показателе 6433 тенге, максимальный показатель в выше в 4,7 раза, в 2005г. – 8206 тенге - 4,8 раза, в 2006г. – 10253 тенге - 4.6 раза, в 2007г. - 14308 тенге - 3,6 раза, в 2008г. – 19201 тенге - 3,4 раза. В данной ситуации мы наблюдаем динамику снижения дифференциации среднедушевых доходов населения.
Рисунок 1- Оценка номинальных денежных доходов населения по регионам Источник: Регионы Казахстана. Агентство Республики Казахстан по статистике. Астана. 2009г. с.122 В структуре денежных доходов населения продолжают доминировать доходы от трудовой деятельности (Рис.2). В 2008 г. удельный вес доходов от трудовой деятельности составил 81,5%, из них 70,2% - от работы по найму и 11,3% - от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности. Социальные трансферты распределились следующим образом: пенсии – 11,5%, пособия – 2,8%, адресная социальная помощь (АСП) и жилищная помощь – 0,15%, стипендии – 0,2%. Прочие денежные поступления состоят из доходов от собственности – 0,7% и материальная помощь родственников, алименты и прочие доходы – 3,2%.
Рисунок 2- Структура денежных доходов населения Источник: Уровень жизни населения в Казахстане 2004-2008. Агентство республики Казахстан по статистике. Астана. 2009г. Для оценки дифференциации денежных доходов домохозяйств используется такой показатель, как децильный коэффициент, который выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных граждан и 10% наименее обеспеченных. В Казахстане в 2008 г. децильный коэффициент по денежным доходам составил:
В Казахстане определенное количество домохозяйств имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже продовольственной корзины. С 1 января 2006 года введена новая методика расчета величины прожиточного минимума. Набор продуктов питания в продовольственной корзине состоит из 43 наименований пищевых продуктов. Ранее, продуктовая корзина состояла из 20 наименований продуктов. Состав нового продовольственного минимума корректируется с учетом сезонности того или иного продукта, и его доля составляет 60% стоимости прожиточного минимума.[1] Несмотря на то, что динамика среднедушевых денежных доходов положительная, в 2004 г. составила 12817 тенге, в 2005 г. – 15787тенге, в 2006 г. – 19152 тенге, в 2007 г. – 25226 тенге, в 2008 г. – 30842 тенге, обеспеченность товарами длительного пользования повысилась, тем не менее, доля населения с доходами ниже продовольственной корзины увеличилась. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2. Таблица 2 - Доля населения с доходами ниже продовольственной корзины в процентах
Источник: Регионы Казахстана. Агентство Республики Казахстан по статистике. Астана. 2009г. С.132
Глубокая дифференциация доходов по областям отразилась на неравномерном потреблении продовольственной корзины. В таких областях, как Актюбинская, Атырауская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Павлодарская, все семьи, состоящие из пяти лиц, имеют доходы ниже стоимости продовольственной корзины. Полная противоположность, в Западно-Казахстанской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областях и в г. Астана, где 100% населения обеспечены продовольственной корзиной. Положительные тенденции снижения доли населения с доходами ниже стоимости продовольственной корзины, наблюдается в домохозяйствах, состоящих из одного, двух и трех лиц. По-прежнему остается нерешенной проблема в семьях, состоящих из четырех, пяти и более лиц. Проведенный нами анализ показал, что в Казахстане продолжается усиление дифференциации доходов домохозяйств. Даная ситуация ведет к существенному снижению покупательной способности населения. Домохозяйства с низкими доходами сокращают потребление товаров и услуг. В сложившейся ситуации рост расслоения общества по доходам не является благоприятным не только с социальной, но и с экономической точки зрения. Сглаживание различий в региональном развитии может быть достигнуто исключительно за счет динамического развития слабых регионов. Для этого необходима целенаправленная государственная политика, которая предусматривает обеспечение опережающего роста инвестиционной активности в тех регионах, возможности самостоятельного развития которых в силу тех или иных причин являются ограниченными. Необходим дифференцированный, а не универсальный подход к регулированию регионального развития. Ошибочным было бы применение единого критерия депрессивности для всех областей, поскольку приоритетность решения проблем в конкретном регионе должен устанавливать сам регион. [2] Новая региональная политика Казахстана, отмеченная в Послании народу «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана», призвана обеспечить формирование центров экономического роста, и сбалансировано сочетаться с поддержкой минимального уровня жизнеобеспечения и развития отсталых регионов. Литература:
|