Каталог статей

Воздроганова А.С.
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Украина

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Переход к рыночной экономике поставил новые проблемы для предприятий. Превратившись в юридически самостоятельных товаропроизводителей, они стали испытывать затруднения в финансировании, кредитовании, организации продвижения товаров к потреблению, в анализе и учете рыночной конъюнктуры, изучении спроса и предложения, планировании производства в соответствии со спросом и предложением, ресурсным обеспечением. Сравнительно высокая степень нерешенности этих вопросов ведет к снижению динамики развития производства и его эффективности.

Конкуренция создает условия для успешной деятельности предприятий, стимулирует производство тех видов продукции, которые нужны потребителю. В результате действия конкурентной борьбы устанавливаются более высокие параметры эффективности экономической системы, определяются виды и способы производства, уровень издержек и потребительские цены, выполняются научные и технологические разработки.

Содержательные теоретические и методические основы рыночной экономики, маркетинга, конкуренции исследованы в трудах целого ряда многих зарубежных и отечественных ученых: А. Смита, Д. Рикардо, Д. Робинсона, Ф. Хайека, П. Самуэльсона, М. Портера, В. Леонтьева, С. Шаталина, Багиева, Г.А. Краюхина, Т.Д. Масловой, A.M. Немчина, В.П. Попкова.

Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов [2].

Существуют общие методы повышения конкурентоспособности предприятия, однако пути повышения конкурентоспособности конкретной фирмы должны рассматриваться исходя из сферы ее деятельности, вида предприятия, организационной структуры и других факторов.

Основными факторами, которые определяют конкурентоспособность предприятия, являются: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых, финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции. Существуют два вида конкурентного преимущества:

  1. более низкие затраты - означают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать похожий товар с наименьшими затратами, чем у конкурентов;
  2. дифференциация товаров - это способность обеспечения покупателя большей ценностью в форме нового качества товара, его особенных потребительских свойств или послепродажного обслуживания, что дает возможность устанавливать более высокие цены [1].

Для того, чтобы предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия необходимо хорошо представлять внешнюю среду, в которой работает предприятие, её факторы и иметь четкое представление о внутренней среде предприятия.

Для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо обращать внимание на обдуманное, взвешенное и квалифицированное управление производством с учетом специфических условий переходного периода, а также на разработку и реализацию внешней и внутренней конкурентоспособной политики предприятий.

Факторами повышения конкурентоспособности предприятия являются:

  1. внедрение инновационной политики предприятия, которая определяет возможность предприятия конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках.
  2. наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующим требованиям международного рынка труда.
  3. система управления качеством на предприятии.
  4. непрерывное совершенствование реализуемой на внутреннем рынке продукции национальных производителей и расширение их деятельности на международном рынке. Сюда можно отнести: обеспечение приоритетности продукции, изменение качества товара и его технических параметров, изучение методов конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, дифференциацию продукции, изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Кроме того конкурентоспособность предприятия зависит от выполнения следующих условий:

  • правильного понимания предпочтений зарубежных потребителей;
  • знания правил и культуры ведения бизнеса в отдельно взятой стране;
  • знания уровня конкурентоспособности в отрасли;
  • внесения в свой продукт изменений и модификаций в соответствии со вкусами и традициями потребителей той страны, куда будет экспортироваться товар;
  • учет особенностей каналов распределения;
  • правильный выбор способа проникновения на рынок;
  • учет культурных, политических, технологических, экологических и юридических особенностей [2].

Исходя из проведенного выше анализа, можно сказать, что в условиях глубоких структурных изменений рынка главная задача предприятия состоит в нахождении своей ниши в жестких условиях конкуренции на рынке. Для этого предприятие, действующее в глобальной экономике, должно учитывать особенности современного рынка.

Также предприятие, должно учитывать культурные, социальные, политические, технологические, экологические и юридические особенности, рынка отдельно взятой страны.

Литература:

  1. Портер М. Международная конкуренция: / пер. с англ. /М.Портер - М.: Международные отношения, 1993. - 896с.
  2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского /Ф.Котляр.,- Петербург: - СПб. Питер, 2002. - 752с.