Каталог статей |
Воздроганова А.С.
Пути повышения конкурентоспособности предприятияПереход к рыночной экономике поставил новые проблемы для предприятий. Превратившись в юридически самостоятельных товаропроизводителей, они стали испытывать затруднения в финансировании, кредитовании, организации продвижения товаров к потреблению, в анализе и учете рыночной конъюнктуры, изучении спроса и предложения, планировании производства в соответствии со спросом и предложением, ресурсным обеспечением. Сравнительно высокая степень нерешенности этих вопросов ведет к снижению динамики развития производства и его эффективности. Конкуренция создает условия для успешной деятельности предприятий, стимулирует производство тех видов продукции, которые нужны потребителю. В результате действия конкурентной борьбы устанавливаются более высокие параметры эффективности экономической системы, определяются виды и способы производства, уровень издержек и потребительские цены, выполняются научные и технологические разработки. Содержательные теоретические и методические основы рыночной экономики, маркетинга, конкуренции исследованы в трудах целого ряда многих зарубежных и отечественных ученых: А. Смита, Д. Рикардо, Д. Робинсона, Ф. Хайека, П. Самуэльсона, М. Портера, В. Леонтьева, С. Шаталина, Багиева, Г.А. Краюхина, Т.Д. Масловой, A.M. Немчина, В.П. Попкова. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов [2]. Существуют общие методы повышения конкурентоспособности предприятия, однако пути повышения конкурентоспособности конкретной фирмы должны рассматриваться исходя из сферы ее деятельности, вида предприятия, организационной структуры и других факторов. Основными факторами, которые определяют конкурентоспособность предприятия, являются: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых, финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции. Существуют два вида конкурентного преимущества:
Для того, чтобы предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия необходимо хорошо представлять внешнюю среду, в которой работает предприятие, её факторы и иметь четкое представление о внутренней среде предприятия. Для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо обращать внимание на обдуманное, взвешенное и квалифицированное управление производством с учетом специфических условий переходного периода, а также на разработку и реализацию внешней и внутренней конкурентоспособной политики предприятий. Факторами повышения конкурентоспособности предприятия являются:
Кроме того конкурентоспособность предприятия зависит от выполнения следующих условий:
Исходя из проведенного выше анализа, можно сказать, что в условиях глубоких структурных изменений рынка главная задача предприятия состоит в нахождении своей ниши в жестких условиях конкуренции на рынке. Для этого предприятие, действующее в глобальной экономике, должно учитывать особенности современного рынка. Также предприятие, должно учитывать культурные, социальные, политические, технологические, экологические и юридические особенности, рынка отдельно взятой страны. Литература:
|