Каталог статей

Воздроганова А.С.
Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут», Украина

Корпоративная культура: проблемы современной практики

В современных западных компаниях атрибутом корпоративной культуры являются, например, доски передовиков труда, почетные грамоты, переходящие знамена. В нашу жизнь само словосочетание «корпоративная культура» вошло совсем недавно, хотя то, что оно обозначает, существует уже давно. Например традицию вводить определенную форму одежды для работников различных специальностей, военных, учащихся, пионеров и бойскаутов — все это и есть проявление такой культуры.

В основе такой культуры — идеи, взгляды, ценности, которые разделяют члены корпорации. Они могут быть абсолютно разными, в том числе зависящими от того, чьи интересы в данном случае главные, — организации в целом или ее отдельных членов. Это ядро, определяющее все остальное. Из ценностей вытекают стили поведения и общения.

Исследованием проблем формирования корпоративной культуры занимались такие ученые: С. Г. Абрамова, П. Бейтс, А. А. Белик, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, К. Камерон, Э. А. Капитонов, А. А. [1].

Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [2].

Пути формирования корпоративной культуры.

Направление в данном случае задают формальные лидеры (руководители компании), реже — неформальные. Поэтому самое важное для менеджера, желающего сформировать корпоративную культуру, — определить для себя основные ценности организации. Для это надо проделать огромный объем работы — от первоначальной аттестации сотрудников для выявления их психологической устойчивости, профессионального уровня, стремлений и мотиваций до написания штатного расписания, прогноза развития компании и того, каких людей придется приглашать со стороны.

Корпоративная культура может быть не только положительной, но и отрицательной. Например, кое-где принято кричать на подчиненных, использовать нецензурную лексику. Необходимо понять, кто инициатор такого поведения. Если неформальный лидер, стоит попробовать повлиять на него или расстаться с ним. Необходимо менять негативные традиции, и чем скорее, тем лучше. Хороший HR-менеджер должен знать про своих сотрудников практически все, обязан помнить личное дело каждого.

Ценят ли работающие в компании, наличие корпоративной культуры? Опросы дали следующий результат:

Рис.1 Ценность рабочих наличие корпоративной культуры

Формирование корпоративной культуры — длительный и сложный процесс. Основные этапы:

  • определение миссии организации;
  • определение основных базовых ценностей;
  • формулировка (исходя из базовых ценностей) стандартов поведения сотрудников;
  • описание традиций и символики, отражающих все вышеперечисленное [2].

Все эти этапы и их результаты очень удобно и целесообразно изложить в таком документе, как корпоративное руководство. Оно бывает особенно полезно в случаях приема на работу и адаптации новичков и дает возможность практически сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.

Однако формирование корпоративной культуры процесс непростой, требующий использования различных методик, их дальнейшей доработки и внедрения. Приведем некоторые внешние признаки различных организационных культур и проследим по ним ценности и идеи, которым верны компании:

  • все сотрудники ходят на работу в «офисном стиле»; на пятницу не назначают никаких переговоров, потому что традиционно в этот день все одеваются «свободно»;
  • у всех одинаковые и очень дорогие ручки одной известной фирмы;
  • день образования компании — бурный праздник с выездом за город;
  • если люди работают сверхурочно, за счет фирмы их угощают пиццей и пивом;
  • за каждый проработанный год выплачивают определенную премию;
  • все общаются на ты и по имени;
  • никаких приемов — дверь президента открыта, можно зайти и задать свой вопрос;

Выводы. Традиции бывают очень разные, культура также. Главное — сделать для себя правильный выбор: руководителю — создать корпоративную культуру в компании, а сотрудникам — определить для себя оптимальный тип поведения на работе.

Литература:

  1. Кузнецов Игорь. Корпоративная культура: Учебное пособие М.: Книжный дом, 2006
  2. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. М. [и др.]: Питер, 2001.