Каталог статей

Колосова Б. В., Ягмур Е. А., к.э.н, доцент

Интеллектуальный капитал как объект бухгалтерского учёта

Последнее десятилетие XX века и начало XXI века (становление постмодерна) характеризуются активизацией интеграционных и глобализационных явлений. Глобализация выступает уже не просто как процесс общественный, но и как следование требованиям технического прогресса - естественного процесса, обусловленного развитием человеческой цивилизации.

Проблемы сущности, определения, оценки и учета интеллектуальных активов в целостном комплексе субъектов хозяйствования важны теоретически и актуализируются учетной практикой, поскольку критерии оценки стоимости интеллектуального капитала по нормативной бухгалтерской модели не отработаны, отсутствуют методические инструменты по оценке и учету «не ощутимых» активов. Отечественные ученые-экономисты И. Бигдан, С. Голов, С. Илященко, Л. Костенко, С. Мочерный, А. Чухно в своих трудах обосновали необходимость всестороннего изучения интеллектуальных ресурсов и капитала, методического обеспечения их учета и эффективного использования, однако еще ряд вопросов требует дополнительного разъяснения. Поэтому, цель статьи состоит в обосновании целесообразности изменения подходов к методологии бухгалтерского учета интеллектуального капитала в составе нематериальных активов.

Интеллектуальный капитал – сумма знаний, опыта, профессиональной подготовки и интуиции всех работников предприятия вместе с наработанными людскими связями, информацией, интеллектуальной собственностью и др., которые обеспечивают преимущества перед конкурентами [1].

Интеллектуальный капитал является видом капитала в том смысле, что, наряду с другими видами, является фактором производства. Подобно капиталу физическому, он также возникает в результате вложений различных ресурсов, точно так же может обесцениваться и устаревать. Основное же отличие интеллектуального капитала от физического – его нематериальная природа и присущие ей свойства. Так, достаточно сложно найти средства измерения интеллектуального капитала – трудно представить себе единицу измерения, которая могла бы точно, надежно, объективно измерить такие вещи, как опыт сотрудников, знания, которыми они владеют, их интуицию, а тем более подсчитать и оценить совокупность их опыта. Существует отличие в том, что интеллектуальный капитал не может полностью находиться в собственности организации. Интеллектуальный капитал нацелен на будущее, в то время как финансовый представляет собой результат действий, совершенных в прошлом.

При условии эффективного использования интеллектуального капитала рыночная капитализация фирмы многоразово превышает стоимость основных фондов, материальных и финансовых средств и формируется за счет интеллектуальных фондов: новизны и перспективности продукции или услуги, плановых прибылей от патентов, торговой марки, контроля за бизнесом. Обычно, интеллектуальный капитал такой фирмы в 3-4 раза превышает учетную стоимость её доходов, а отношение интеллектуального капитала к стоимости материальных способов производства и финансового капитала в ней составляет 5:1-6:1 [2].

Согласно с нынешней нормативной базой бухгалтерского учета, большинство интеллектуальных активов не идентифицируются и в учете не отражаются. Они не признаются нематериальными активами, как в отечественных, так и международных стандартах бухгалтерского учета. Между тем, когда рыночная стоимость предприятия формируется и определяется всеми частями его капиталов, кроме этого в современной экономике компоненты интеллектуального капитала занимают наибольший удельный вес рыночной стоимости фирмы. В частности, при продаже 93,5 % акций банка «Аваль» за 0,28 млрд. дол. США «Raiffeisen International Bank Holding» больше 20 % суммы составляет стоимость бренда. Высокую стоимость также имеют бренды таких отечественных предприятий, как: «Оболонь», «Roshen», «Nemiroff». Однако, ни деловая репутация, ни бренды предприятий и компаний не отражаются в учете и не идентифицируются вследствие того, что они являются неконтролируемыми активами и их стоимость не поддается достоверной оценке [3].

Проблемы возникают и при учете расходов на развитие интеллектуального капитала: он не принадлежит предприятию, поэтому не отражается в составе его активов. Действующие стандарты бухгалтерского учета дают информацию только о части интеллектуального капитала, относительно которых предприятием получены правомочные документы: речь идет о продуктах творческого труда, коммерческих идеях и средствах индивидуализации. Другие компоненты интеллектуального капитала в бухгалтерском учете и отчетности не существуют. Следовательно, не все компоненты интеллектуального капитала отражаются в балансе предприятия.

Таким образом, пересмотр методологических основ бухгалтерского учета по интеллектуальному капиталу должен основываться на увеличении и наполнении новым смыслом этой группы нематериальных активов, поскольку определенные виды расходов на создание новых компонентов интеллектуального капитала для получения преимуществ в будущем должны отражаться в учете как расходы на создание интеллектуальных активов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Чухно А.А. Интеллектуальный капитал: сущность, формы и закономерности развития // Экономика Украины. – 2007. - № 12. – стр. 53.
  2. Плотникова Л. А., Костин А.Е. Нематериальные активы: обзор международного опыта и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. – 2008. - № 4. – стр. 30.
  3. Иванюк И. А. «Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах». [сылка более недоступна}