Каталог статей

К.э.н., Сидорова Екатерина Евгеньевна
Волгоградский государственный технический университет, Россия

Категориальное определение бенчмаркинга как рыночного института

В эпоху активного ужесточения конкуренции, обусловленного глобализацией, организации приходится соревноваться с мировыми лидерами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Для этого ей необходимо адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны, постоянно искать и находить пути усиления конкурентных преимуществ, выявлять и устранять причины недостаточной эффективности собственной деятельности, повышать свою конкурентоспособность. Именно бенчмаркинг является рыночным институтом, который помогает организациям решать возникающие проблемы.

Под бенчмаркингом понимается процесс постоянного измерения и сравнения методов и результатов работы организации, отдельных ее подразделений и функций, процессов, производимых товаров и услуг с организациями, выбранными образцами для подражания с целью сбора информации, которая поможет рассматриваемой организации определить направление своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы и повышению конкурентоспособности.

Современные методы и процессы ведения бизнеса подвергаются постоянным изменениям: то, что еще недавно было наилучшим достижением, скоро станет стандартом или даже опустится ниже его. Поэтому надо регулярно проверять эффективность полученных ранее достижений. Следовательно, бенчмаркинг - это не единовременное действие, он должен быть формально установлен в качестве института, стать интегральной частью процесса инноваций и усовершенствований в бизнесе.

Кроме того, возникающая в современной экономике информационная неопределенность в процессе обмена передовым опытом между организациями делает необходимым скорейшую институционализацию бенчмаркинга, оформление его в организационные рамки. На современном этапе развития бенчмаркинга представляется необходимым сосредоточить внимание на категориальном определении бенчмаркинга как рыночного института.

Институциональная теория, в отличие от других экономических теорий, анализирует экономические категории как результат согласованных действий индивидов, сознательно устанавливающих и придерживающихся в хозяйственной деятельности ряда ограничений своих эгоистических мотивов и индивидуальных предпочтений.

Исходным для понимания сути института является отношение согласия, возникающее между субъектами в процессе их жизнедеятельности. «Привычки, обычаи, представления лишь тогда будут служить объединению людей, когда их разделяют, поддерживают, признают большинство из них, т.е. когда их использование согласовано между определенным числом субъектов отношений». [1, с.10] Концепция отношений согласия строится на упорядоченном обмене информацией, создании и поддержании необходимых связей и контактов с различными субъектами рыночной среды.

Большинство ученых определяют институт как совокупность правил, устойчивых норм (формальных и неформальных), упорядочивающих взаимодействия между субъектами. Институты обозначают принятые правила – это могут быть законы или коллективные смыслы; они могут поддерживаться силой обычая, явного или подразумеваемого соглашения. Эти институты – будь то права собственности, структуры управления, концепции контроля или правила обмена – позволяют организациям, действующим на рынках, организовываться, конкурировать, сотрудничать и вступать друг с другом в отношения обмена. [4] В случае с бенчмаркингом организации сотрудничают для обмена передовым опытом и информацией.

Необходимо раскрыть содержание института бенчмаркинга, предполагающее «определение субъекта, объекта отношений и функций, выполняемых субъектами в процессе реализации основного отношения – отношения согласования взаимодействий субъектов». [1, с.10]

Институциональный субъект, по определению ученых О. В. Иншакова и Н. Н. Лебедевой, - это «совокупность индивидов, объединенных в ассоциацию на основе согласованного принятия и совместного использования ряда требований, ограничивающих масштабы, формы, средства и методы осуществления хозяйственных взаимодействий». [1, с.11]

Одним из основных институциональных субъектов бенчмаркинга являются различные центры, клубы и биржи бенчмаркинга, с помощью которых осуществляется поиск подходящих партнеров по бенчмаркингу и организуется процесс обмена передовым опытом на договорной основе. В России вопрос о создании таких структур только прорабатывается.

Институт бенчмаркинга как система отношений, упорядочивающих взаимодействия хозяйствующих субъектов в процессе обмена передовым опытом на основе согласования ограничений их жизнедеятельности, реализует свое содержание через специальные организации – центры бенчмаркинга. Такой центр выступает как объединение организаций и других хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе обмена передовым опытом, как оформленная часть ассоциированного субъекта бенчмаркинга. Через центры бенчмаркинга происходит реализация институциональных требований, продвижение и закрепление правил поведения в процессе обмена передовым опытом, функций и услуг, предлагаемых институтом бенчмаркинга.

Организация, вступая в центр бенчмаркинга, получает доступ к обширной передовой информации, которая недоступна ей при функционировании в автономном режиме. Участие в деятельности центра бенчмаркинга позволяет организации повысить степень оптимальности ее выбора, снизить риск неопределенности и получить информацию о поведении других организаций на рынке. Как справедливо отмечает Ю. Осипов, «это отношения не простой передачи управленческой информации, а отношения обмена информацией с выработкой новой информации, имеющей важное функциональное значение для участников отношения...» [3, с. 44].

Центр бенчмаркинга как субъект институционального механизма выступает средством институционализации экономических отношений между организациями в процессе проведения бенчмаркинга и условием продвижения институциональных требований партнеров по бенчмаркингу в экономическую деятельность.

Объектом институциональных взаимодействий в рамках института бенчмаркинга является информация о передовых методах ведения бизнеса, которая позволит организациям повысить эффективность своей деятельности при минимальных затратах организационных ресурсов. Совокупность взаимосвязей между институциональными субъектами бенчмаркинга в процессе обмена передовой информацией образуют субъектно-объектную структуру института бенчмаркинга.

«Субъекты института, используя нормативно-правовой инструментарий, вступают в отношения согласования действий, позволяющих им реализовать институциональные требования». [1, с. 12] Деятельность субъектов бенчмаркинга в процессе обмена передовым опытом регулируется Кодексом правил поведения участников бенчмаркинга, который устанавливает основные принципы защиты интеллектуальной собственности и законных интересов всех сторон, участвующих в совместных бенчмаркинговых проектах.

Кроме обязательного соблюдения Кодекса поведения, партнеры по бенчмаркингу должны заключить бенчмаркинговое соглашение, определяющее ответственность сторон за разглашение информации, полученной в процессе бенчмаркинга. Наличие данного соглашения позволяет обеспечить безопасный и эффективный обмен информацией между организациями в процессе бенчмаркинга.

«Разграничение в институте субъектов, объектов и методов их использования позволяет отделить формы проявления институционального явления от инструментов, которые используют субъекты института».[1,с.14]

Конкурентная разведка является одним из основных инструментов бенчмаркинга. Конкурентная разведка позволяет собрать информацию о продукции, затратах, технологиях конкурентов и выявить различия между ними. У организации должна быть программа конкурентной разведки для непрерывного мониторинга данных от партнеров по бенчмаркингу. Без знания методов конкурентной разведки организациям не удастся с наибольшей эффективностью использовать возможности института бенчмаркинга.

Особенность института бенчмаркинга состоит в сборе наиболее полной информации о лучших из известных методов ведения бизнеса. Собранная информация позволяет получить более широкое представление о характере предпринимательской деятельности лидеров конкурентной среды и причинах их успеха, обобщить и использовать их опыт в процессе построения модели эффективного предпринимательства. Сегодня владение и эффективное использование института бенчмаркинга – неотъемлемое условие рыночного успеха любой компании в процессе удержания конкурентных преимуществ

Литература:

  1. Иншаков, О.В. Институциональная теория в современной России: достижения и задачи развития: Препринт #WR/2001/12/ О.В. Иншаков, Н.Н. Лебедева.- Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.- 40 с.
  2. Сидорова Е.Е. Институциональное обеспечение конкурентоспособности: бенчмаркинг: Монография / Е. Е. Сидорова / ВолгГТУ.- Волгоград, 2008.- 172 с.
  3. Осипов, Ю. М. Теория хозяйства. Начала высшей экономии: Учебник: В 3 т. –Т.I Ю.М. Осипов– М.: Изд-во МГУ, 1998.- 560 с.
  4. Флигстин, Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам/ Н. Флигстин // Экономическая социология.- 2003.- Т.4.- №1.- С.45-63.