Каталог статей

Научный руководитель – Закалинская Екатерина Александровна
студентка Полозюк Е.А
Донецкий Национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Контроллинг в системе управления предприятием

Одним из наиболее важных факторов успешного и эффективного функционирования предприятия является качественное управление, как его активами, так и персоналом. Эту роль выполняют руководители высшего звена: планируют, организуют, управляют и контролируют. Они решают, по какому пути развития наиболее выгодно идти предприятию и принимают соответствующие управленческие решения на основе релевантной, своевременной, точной информации, которая касается как внутренней, так и внешней среды компании.

Целью нашей работы является изучение функций контроллинга на высших уровнях управления, а также обоснование необходимости внедрения контроллинга на отечественных предприятиях с целью повышения их эффективности.

Проблемой контроллинга в Украине занимается достаточно много авторов - Карминский А. М., Оленев Н. И., Примак А. Г., Ананькина Е. А. и многие другие, но мы считаем, что существует достаточно много интересных вопросов в этой сфере.

Контроллинг – направление экономической работы, связанное с реализацией финансово-экономической комплектующей функции в менеджменте направленной на поддержку процессов принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Контроллер – специалист, который выполняет данную функцию. Миссия контроллера заключается в информационной и консультационной поддержке принятия решений руководителями. Контроллер – экономический советник, а не контролер [4].

Работа контроллера и руководителя высшего звена тесно взаимосвязана, но при этом каждый выполняет свои функции. Контроллер не разрабатывает планы, но «редактирует» их в соответствии со сложившейся ситуацией во внутренней и внешней среде фирмы. Руководитель же обращается к контроллеру, когда ему требуется информационное содействие или консультация.

Для более удобного и быстрого использования информация должна быть систематизирована. Отсюда вытекает следующая задача контроллера – создание системы учета информации и составления отчетности по ней. Именно внутреннюю отчетность чаще всего и использует руководитель в процессе своей деятельности. Поэтому контроллинг часто ассоциируют с управленческим учетом, хотя первый намного шире и включает в себя не только контур внутренней управленческой информации, но также информационный контуры конкурентной и общеэкономической среды.

Контроль выступает как одна из составляющих функционального поля контроллинга, при этом имеется в виду опережающий контроль достижения заданных целей, установление намечающихся отклонений от плана, анализ этих отклонений и разработка мероприятий по их нивелированию. При выявлении отклонений контроллер должен проинформировать ответственного руководителя и предоставить ему пакет рекомендаций по компенсации выявленных отклонений и / или корректировке генерального плана. Уровень ответственности руководителя при этом растет, поскольку в его компетенцию включается так же регулирование подконтрольных ему доходов и расходов. Следует иметь в виду, что ответственность появляется только тогда, когда с передачей ответственности руководителю делегируются полномочия на принятие решений по устранению причин неблагоприятных отклонений. Таким образом, контроллер заботится о том, чтобы каждый руководитель мог контролировать свою сферу ответственности в процессе достижения поставленных пред компанией целей. Так же контроллером должна быть предложена сигнальная система отклонений, на основе которой руководитель сможет сориентироваться и либо осуществить необходимые корректирующие мероприятия для достижения цели намеченным курсом, либо откорректировать намеченный курс достижения цели [3].

После выявления отклонений проводится анализ их причин. Впрочем, не во всех случаях следует проводить такой анализ, поскольку затраты на его проведение могут быть неоправданно высокими. Должен работать принцип целесообразности: «затраты / эффект». Если же выявленные отклонения намного превысили пороговое значение, анализ проводить необходимо. На той стадии контроллер и руководитель работают совместно – анализируют информацию по отклонениям. При этом контроллер разъясняет руководителю экономический смысл результатов сравнения плановых и фактических величин и помогает разобраться с причинами отклонений, но не более. Руководитель не получает от контроллера точных ответов, последний только помогает, а не решает вопросы за руководителя. Предложить свое решение контроллер может только в том случае, если видит, что руководитель идет не по тому пути разрешения проблем, который является наиболее эффективным, либо принимает неверное решение.

Контроллер, как внутренний консультант, содействует руководителю в выработке миссии, установлению ключевых целевых показателей деятельности, разработке стратегии их достижения, определению факторов успеха и разработке мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. Наиболее важным в работе контроллера является участие в создании информационной системы раннего обнаружения отклонений от намеченного пути и содействие руководству в необходимой адаптации стратегического плана и мероприятий по достижению поставленных целей к изменяющимся условиям среды.

Через организацию системы оперативного контроллинга, включающего в себя подсистемы оперативного планирования, учета, контроля и анализа, осуществляется поддержка работы руководителей в оптимальном достижении оперативных целей компании.

Таким образом, контроллинг имеет две главных составляющих – стратегическую и оперативную.

Следует заметить, что существует несколько различных подходов к классификации видов контроллинга. Одним из основных является классификация контроллинга по видам целей предприятия. В соответствии со спецификой достигаемых целей можно выделить два вида контроллинга: стратегический и оперативный.

Сравнительная характеристика приведенных выше двух видов контроллинга представлена в табл.1[5].

Таблица 1 – Сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга

Признаки

Стратегический контроллинг

Оперативный контроллинг

Цель

Обеспечение выживаемости предприятия и оценка динамики достижения предприятием намеченной

стратегической цели развития

Создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты/прибыль

Признаки

Стратегический контроллинг

Оперативный контроллинг

Ориентация

Внешняя и внутренняя среда предприятия

Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия

Уровень

управления

Стратегический

Тактический и оперативный

Главные

задачи

  • участие в установлении количественных и качественных целей предприятия;
  • ответственность за стратегическое планирование;
  • разработка альтернативных стратегий;
  • определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
  • определение узких и поиск слабых мест в деятельности предприятия;
  • определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
  • сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий выявленных отклонений;
  • анализ экономической эффективности мероприятий
  • руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  • определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
  • определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  • сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  • анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов;
  • мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений
  • Область контроля (основные подконтрольные показатели)

  • стратегические цели (качественные и количественные);
  • критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;
  • узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана
  • рентабельность капитала;
  • производительность;
  • степень ликвидности
  • Требования при определении системы подконтрольных показателей

  • объем показателей должен быть ограничен;
  • показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям;
  • выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (необходимо обеспечить возможность сопоставления данных);
  • показатели должны иметь характер раннего предупреждения;
  • при выборе показателей необходимо обращать внимание на то, чтобы они были сопоставимы (с прошлыми достижениями, другими предприятиями отрасли и др.)
  • Если рассматривать взаимосвязь, существующую между стратегическим и оперативным контроллингом, то можно отметить, что стратегический контроллинг указывает оперативному направления движения, а оперативный, в свою очередь, контролирует затраты компании по достижению поставленных целей, и при необходимости предлагает руководителю пересмотреть поставленные цели или пути их достижения.

    В реальной практике стратегический и оперативный контроллинг достаточно тесно взаимодействуют друг с другом в процессе реализации функций менеджмента. Отдел контроллинга является координатором между правлением и подразделениями предприятия во время разработки стратегических и оперативных планов, а также осуществляет контроль за их выполнением.

    Из сказанного выше можно сделать вывод, что контроллинг на высших уровнях управления реализуется по нескольким направлениям, а именно: координируя управленческую деятельности для достижения поставленных задач, а также информируя и консультируя руководителях в процессе принятии управленческих решений, т.е. обеспечивает рациональный управленческий процесс. С этими задачами контроллер справляется при помощи разработанного инструментария планирования, контроля и принятия решений.

    При анализе контроллинга на предприятии мы сделали вывод, что он достаточно сильно развит на современных предприятиях. Но тем не менее существует достаточно много проблем в сфере его осуществления, и поэтому следует более тщательно изучать возникшие проблемы для его более лучшего функционирования.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Михайличенко Н. Н., Мантыка Ю. С., Контроллинг на высших уровнях управления.
    2. Контроллинг как инструмент управления предприятием / [Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.]; под ред. Н. Г. Данилочкиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.
    3. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / [А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько.]. – [2-е изд.]. – М.: Финансы и статистика, 2002.
    4. Шэффэр У. Должен ли контроллинг выполнять функцию контроля? / У. Шэффэр // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - № 5.
    5. В.А.ЗИНЧЕНКО, канд. экон. наук, Основные концепции контроллинга и его место в системе управления предприятием.
    6. Сухарева Л. А. Контроллинг – основа управления бизнесом / Л. А. Сухарева, С. Н. Петренко. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2002.