Савенков В.И.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени
Михаила Туган-Барановского
Оценка эффективности стратегии корпорации
В современных быстро изменяющихся условиях
внешней среды и внутренних возможностей компаний оценка эффективности выбранной
стратегии является важнейшей составной частью процесса стратегического
управления. Этот этап превращает его в замкнутый цикл, в последовательный
непрерывный процесс.
В настоящее время целостная система оценки
стратегии отсутствует. Нет четкой теоретической и практической позиции в
отношении ее принципов.
В управленческой литературе экономисты различают
следующие аспекты эффективности стратегии компании:
-
внутренняя эффективность – эффективность с точки зрения использования
внутренних возможностей компании или с точки зрения управления внутренними
ресурсами;
-
внешняя эффективность – эффективность с точки зрения использования внешних
возможностей компании;
-
общая эффективность – комплексная совокупность внутренней и внешней
эффективности;
-
рыночная эффективность – насколько полно удовлетворяются запросы потребителя по
сравнению с альтернативными способами их удовлетворения;
-
целевая эффективность – отражает меру достижения целей организации.
Для оценки настоящей стратегии компании следует,
прежде всего, определить, что представляет собой выбранная стратегия. Каков
подход компании к ведению конкурентной борьбы - стремится ли она достичь
минимальных в данной отрасли издержек производства или сосредотачивает свое
внимание на определенной группе потребителей и рыночной нише с целью отрыва от
своих преследователей. Другим важным моментом является определение конкурентной
позиции фирмы в данной отрасли товаров и услуг - степени ее вертикальной
интеграции и территориального охвата. Следует также определить и
проанализировать функциональные вспомогательные стратегии в областях
производства, маркетинга, финансов, трудовых ресурсов и так далее. Тщательное
изучение побудительных мотивов для каждого участка стратегии - каждого шага и
каждого функционального подхода - также внесет ясность в раскрытие существа
действующей стратегии.
Эффективная
система оценки требует наличия четырех основных элементов:
-
Мотивация для оценки. Прежде чем оценка сможет быть произведена, у
руководителя организации должно возникнуть желание оценить свои показатели или
стратегию, которую он или его команда хотят реализовать.
-
Информация для оценки. Другим требованием достоверности оценки является
информация в удобной для использования форме, чтобы оценить предложенную
стратегию, а также ее последствия после реализации. Для этого требуется
эффективная система сбора и обработки управленческой информации, а также полный
и достоверный доклад о возможных результатах предложенных стратегий и
результатах их реализации.
- Критерии
оценки. Стратегии должны оцениваться по определенным критериям.
Оценка эффективности стратегии проводится на
трех различных уровнях – отдельного менеджера, на уровне функционального
подразделения, на уровне системы управления компании в целом.
Критериями оценки эффективности менеджера
являются:
- потенциал
менеджера - его квалификация, знания, навыки, умения, психологические черты;
- труд
менеджера - типовая сложность его заданий, время, затрачиваемое на выполнение
типовых задач;
- результаты
труда менеджера во всех ракурсах: его индивидуального труда, его вклада в
показатели аппарата функционального управления, в котором он работает, и,
наконец, его вклада в результаты деятельности подведомственного ему объекта
управления.
Оценка
функциональных подразделений компании проводится по следующим четырем
позициям:
- оценка
квалификации персонала подразделения. Эта оценка представляет собой усредненную
оценку уровня квалификации менеджеров и специалистов, входящих в состав
функционального органа управления;
- оценка
организации управленческого труда в подразделении. Здесь оцениваются формы и
методы взаимодействия менеджеров подразделения с объектом управления и между
собой. В рамках этой процедуры анализируется и оценивается целесообразность
штатного расписания, распределения служебных обязанностей в подразделении, а
также документооборот подразделения;
- оценка
технологии управления. Рассматриваются современность и эффективность
применяемых в управлении методик, использование технических средств и
компьютерных технологий в процессе управления;
- оценка
результативности управленческой деятельности. Эта оценка производится с учетом
конкретных задач, стоящих перед данным функциональным подразделением.
Оценка на уровне управления компании в целом
отражается в большом наборе показателей, применяемых для характеристики его
деятельности. К этим показателям относятся:
-
коэффициенты, отражающие положение компании на рынке;
-
коэффициенты, характеризующие эффективность использования персонала
предприятия;
-
коэффициенты, характеризующие финансовое состояние компании;
-
показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность стратегических
решений.
Также эффективность стратегии рекомендуется
оценивать по показателям достижения организационных целей. Среди их
многообразия выделяются главная цель (миссия), цели объекта и субъекта
управления.
|