Каталог статей

Садыков В. М., Матяж Н. В.
Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ ДонНТУ

Бизнес-среда как среда формирования и инициирования экономической динамики предприятий

Рыночные условия хозяйствования и необходимость преодоления последствий финансового кризиса требуют активизации усилий по наращиванию экономической динамики. Это в первую очередь относится к предприятиям реального сектора экономики.

Анализ отечественных и зарубежных исследований, представленных в научных публикациях по вопросам динамичного развития предприятий, показал, что они по-прежнему остро нуждаются в управлении факторами воздействия на экономическую динамику предприятия для формирования позитивной экономической динамики.

Проблемы становления теории экономической статики и динамики нашли широкое отображение в трудах Дж. Кейнса, Дж. Б. Кларка, Н. Д. Кондратьева, А. Маршалла, Дж. С. Милля, Р. Ф. Харрода, Дж. Хикса. Именно они обозначили целый класс проблем, которые прежде рассматривались лишь в рамках статической экономической теории и не имели существенной практической ценности.

В последующее развитие теории и формирование современных концепций экономической динамики значительный вклад внесли труды Дж. Форрестера, Э. Хансена, И. Шумпетера. В теоретических работах вышеперечисленных авторов экономическая динамика применялась для отражения экономической действительности во времени и в пространстве, для исследования экономических процессов и явлений, происходящих с экономическими и производственными системами.

Однако, несмотря на большую значимость разработок в данном направлении проблеме рассмотрения бизнес-среды как среды формирования и инициирования экономической динамики предприятий, уделено недостаточно внимания. Следовательно, необходимо акцентировать внимание на данном вопросе.

Являясь основополагающей сущностью экономических процессов и экономических отношений предприятия, экономическая динамика отражает движение во времени и в пространстве под влиянием рыночной конъюнктуры, формирует противоречие и потенциал изменения, а ее направление характеризует системное представление об изменениях, происходящих на предприятии, и направление развития.

Экономическая динамика предприятия отражает состояние предприятия и обусловлена потенциальными возможностями предприятия обеспечить рациональное взаимодействие ресурсов, эффективное взаимодействие предприятия с бизнес-средой и адаптацию к ее изменениям.

Термин «бизнес-среда» в статье применяется для определения границ и характера сфер взаимодействия предприятия, а также чтобы подчеркнуть превалирование коммерческих интересов в деятельности предприятия. Движущим побуждающим мотивом хозяйственной деятельности предприятия являются его экономические интересы; экономические взаимодействия предприятия происходят в экономическом пространстве; предприятие сужает для себя границы экономического пространства, определяя их как внешнюю среду, как среду ведения бизнеса, т.е. как бизнес-среду [1].

Предлагается следующая интерпретация понятия бизнес-среда. Бизнес-среда – это набор политических, экономических, социальных и технологических сил, которые находятся главным образом вне зоны контроля и влияния бизнеса, и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на бизнес [3]. Т.е. бизнес-среда определяется как внешняя среда, в которой предприятие ведет хозяйственную деятельность и где им может быть реализована возможность получения прибыли.

Взаимодействуя в бизнес-среде, предприятие определяет стратегическую зону хозяйствования, т.е. то пространство бизнес-среды, в котором оно ведет хозяйственную деятельность, реализует экономические интересы и получает прибыль. Для поддержания позитивной экономической динамики предприятие стремится расширить свою стратегическую зону хозяйствования в бизнес-среде.

Внешняя среда рассматривается как доминирующая сила воздействия на экономическую динамику предприятия. В связи с этим предлагается выделить три уровня экономических отношений в бизнес-среде:

  1. Экономические отношения с государством.
  2. Экономические отношения с регионами.
  3. Экономические отношения с рынками.

Первым уровнем бизнес-среды, определяющим экономическую динамику предприятий, является государство с его государственными границами, государственными и институциональными нормами ведения деловых отношений. Бизнес-среда этого уровня может быть представлена кредитно-денежной, налоговой, таможенной, ценовой, социальной и научно-технической политикой.

Учитывая характер и специфику сложившихся экономических отношений можно считать, что экономические отношения с государством для предприятий имеет превалирующее воздействие.

Вторым уровнем бизнес-среды, воздействующим на экономическую динамику предприятий, являются экономические отношения с регионами. Значимость этого уровня бизнес-среды особенно важна для экономики тех регионов, в которых преобладает «профиль» предприятия.

Важными факторами бизнес-среды регионального уровня являются социально-политические интересы государства и регионов по обеспечению экономической самостоятельности и безопасности, сохранению экономической структуры экономики регионов, предоставлению рабочих мест и обеспечению занятости населения. Эти факторы бизнес-среды относительно устойчивы к ее изменениям, но в то же время именно их изменения оказывают наибольшие ухудшающие воздействия на социально-экономические и социально-политические интересы государства и территорий. И в этих случаях инициирование экономической динамики предприятия осуществляется бизнес-средой, реализующей политические и региональные интересы и конкретизирующей институциональную среду.

Третьим уровнем бизнес-среды являются экономические отношения с отраслевыми товарными рынками. На этом уровне свои экономические интересы предприятие реализует посредством экономических отношений в регионах и с государством на рынках и с помощью рынков, которые пронизывают все уровни бизнес-среды.

Факторами инициирования экономической динамики являются экономические интересы предприятий, которые порождены рынком и являются разновидностью рыночных интересов. Но при этом как инициаторы бизнес-среды рынок и экономические интересы предприятия – не одно и то же. Т. к. именно рынок побуждает экономические интересы предприятия, становится инициатором его экономической динамики, но и является самым неустойчивым и динамичным фактором бизнес-среды.

Таким образом, выявлены рассогласования экономических интересов субъектов уровней бизнес-среды. Это приводит к противоречивым тенденциям, выражающимся в том, что в настоящее время институциональное обеспечение экономических отношений на государственном и региональном уровнях сдерживает позитивную экономическую динамику предприятий и промышленного комплекса в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дэвид А. Аакер Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений. – Изд-во «ЭКСМО», — 2007
  2. [сылка более недоступна} - [Электронный ресурс]: Бизнес-среда. Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. Моделирование экономической динамики: Учебное пособие / Клебанова Т. С., Дубравина Н. А., Полякова О. Ю., Раевнева Е. В., Милова А. В., Сергиенко Е.А. – 2-е изд., стереотип. – Х.: Издательский дом «ИНЖЭК», 2005. – 244 с.