Каталог статей

Соискатель Шаушенова С.
Таразский Государственный Университет им. М.Х. Дулати, Казахстан

Проблемы экономической эффективности дорожно-строительного производства в Жамбылской области

Отличительной чертой экономической деятельности, связанной со строительством, ремонтом и содержанием автодорог и дорожного покрытия является то, что ее состояние в РК до сих пор, даже в условиях развитого рынка, практически полностью зависит от условий финансирования как со стороны республиканского, так и со стороны региональных бюджетов. Величина парка дорожной техники и количество организаций, специализирующихся на строительстве, ремонте и содержании автомобильных и пешеходных дорог, определяется объемами дорожных работ, целиком и полностью зависящими от бюджетного финансирования.

В настоящее время государственное инвестирование производится с учетом приоритетных направлений развития всего дорожно-строительного комплекса. Прежде всего, это содержание и ремонт автомобильных дорог, ремонт мостовых переходов.

Сложившаяся конъюнктура рынка дорожного ремонта и строительства характеризуется тем, что основным определяющим фактором ее состояния является наличие средств в бюджете города и области на оказание подобного рода работ.

Анализ современной ситуации показывает, что на экономическую эффективность дорожно-строительного производства в регионах РК влияет следующий комплекс проблем:

  • необходимость обоснования единой государственной научно-технической политики с учетом передового зарубежного опыта и актуальных проблем дорожного хозяйства. В Казахстане в последние 20 лет реформирование в области науки и научно-технической деятельности пришлось на исключительно сложный период перехода к рыночной экономике. Наука оказалась одной из тех областей деятельности, для которых последствия перехода к рынку носили в силу объективных обстоятельств в целом деструктивный характер; до настоящего времени отсутствует система государственного стимулирования расходов хозяйствующих субъектов на науку и инновационную деятельность, сохраняется недооценка важности создания и освоения отечественных технологий.

    С нашей точки зрения, ввиду ограниченности ресурсов государство не может вести исследования по всем научно-техническим направлениям, поэтому усилия сосредоточены в тех областях, где Казахстан уже имеет конкурентоспособные результаты, а именно: 1) информационные технологии; 2) новые перспективные материалы; 3) развитие теоретических основ молекулярной биологии, генетики и биоинженерии для решения актуальных проблем медицины и аграрного сектора; 4) минеральные ресурсы; 5) теория и практика общенациональной идеи как основы устойчивого развития современного Казахстана.

    Управление инновационным развитием дорожного строительства требует разработки процесса инновационного проектирования на предприятиях, осуществляющих дорожное строительство, а также ремонт дорожного полотна и сооружений. В процесс инновационного проектирования в дорожном строительстве должен быть включен этап инвестирования в создание (применение) новых технологий производства дорожных работ, материалов, современной дорожной техники и информационно-телекоммуникационных технологий.

    Сегодня инновационная активность отечественных предприятий является достаточно низкой из-за высоких рисков, которыми сопровождается инновационная деятельность. Такие риски вызваны влиянием большого количества изменяющихся факторов внешнего окружения на деятельность компании. Основные риски для бизнеса исходят от государства, которое продолжает менять правила игры в процессе проведения реформ. Высокая неопределенность результатов инноваций объясняется также слабой правовой защитой инновационной деятельности на всех уровнях (национальном, региональном, местном);

  • отсутствие у стран СНГ общей нормативной базы в области строительных материалов для дорожной отрасли, хотя уже есть примеры успешного сотрудничества в этой области. Так, Казахстан стал инициатором разработки международного стандарта стран СНГ по битуму. Эта инициатива связана с тем, что в условиях возрастающего обмена материалами, развития торговых отношений между странами фактически ни одна страна не осуществляет строительные работы, пользуясь только строительными материалами и изделиями, произведенными на ее территории. Страны Европейского союза более 20 лет занимаются разработкой европейских норм на битум EN 12591. Более половины битума в нашей стране получают из Российской Федерации. Поэтому естественно стремление стран получать строительные материалы, соответствующие самым высоким требованиям и общепринятым международным стандартам;
  • отсутствие государственной стратегии развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС) (в частности, создание единой информационной инфраструктуры транспортного комплекса страны, систем метеонаблюдения за текущим состоянием дорожного полотна и возможностью прогнозирования осадков); необходимость создания нормативной базы по (ИТС). Например, в 1991 г. Конгресс США утвердил разработанный министерством транспорта национальный план развития ИТС. После проведенных научных исследований в 1996 г. началась разработка стандартов ИТС. В 2002 г. принята программа национальной интеллектуальной транспортной системы, рассчитанная на десять лет. Таким образом, в США была создана система, охватывающая все уровни планирования, от стратегического до текущего, и правовую основу, гарантирующую на законодательном уровне участие государства, в том числе финансовое, в исследованиях, разработках и развертывании ИТС. В Японии государственная стратегия ИТС была разработана в 2003 г., в ней декларируются следующие цели: нулевые потери на дорогах, нулевые задержки на дорогах, нулевые неудобства.

    С учетом мирового опыта, считаем необходимым: сформировать основы для эффективного взаимодействия государственных институтов, частного сектора, заинтересованных кругов и общественности в проведении исследований, экспертизы, внедрения и развертывания проектов в сфере ИТС; развивать сотрудничество с ИТС-сообществами стран СНГ и международными институтами, изучать стратегические направления развития в области ИТС на европейском и глобальном уровнях с последующим их внедрением в национальную практику;

  • необходимость экономии ресурсов при проведении дорожно-строительных работ, что предусматривает снижение энерго- и ресурсоемкости капитальных ремонтов асфальтобетонных покрытий: снижение энергозатрат на нагрев материалов для приготовления асфальтобетонных смесей, снижение температуры приготовления смесей; сокращение энергозатрат на транспортирование материалов; сокращение энергозатрат на сушку минеральных материалов; сокращение удельного расхода нефтяных битумов за счет использования альтернативных вяжущих; сокращение удельного расхода минеральных ресурсов при рациональном выборе конструкций дорожной одежды;
  • необходимость повышения качества строительных машин как средства экономии ресурсов. В настоящее время многие отечественные строительные и дорожные машины весят на 20-25% больше своих зарубежных аналогов. Это приводит не только к увеличению удельной металлоемкости, но и к повышению расхода топлива в процессе эксплуатации. Убытки вследствие низкого качества машин и сооружений оцениваются многими миллиардами рублей в год. За период эксплуатации расходы на ремонт и техническое обслуживание строительных машин в 6-8 раз превышают стоимость новых, а затраты только на техническое обслуживание и текущий ремонт составляют до 25% стоимости машино-смены;
  • необходимость совершенствования структуры подготовки кадров в сфере ДС, особенно уровня подготовки и квалификации инженерно-технического и управленческого персонала. В соответствии с требованиями научно-технического прогресса и условий современного хозяйственного механизма повышение квалификации кадров должно носить непрерывный характер и осуществляться на протяжении всей трудовой деятельности для последовательного углубления знаний, совершенствования профессионального мастерства.

    Полагаем, что в качестве актуальных проблем следует сказать также о необходимости разработки:

    • основ теории управления эксплуатацией автомобильных дорог, как фундамента для технических и организационных решений, направленных на повышение надежности и эффективности их эксплуатации;
    • предложений по стратегии развития автомобильных дорог в Республике Казахстан до 2030 года;
    • стратегии развития инновационной деятельности в сфере дорожного строительства на период 2011-2015 гг. (в разрезе региональных органов управления дорожным хозяйством) и методика мониторинга ее реализации;
    • рекомендаций по оценке эффективности инвестиций в дорожное хозяйство; методики оценки экономической эффективности модернизации дорожного строительства;
    • рекомендаций по оценке уровня обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования в соответствии с международной практикой для планирования мероприятий по сокращению аварийности в масштабах крупных дорожных сетей;
    • рекомендаций по совершенствованию методологического и нормативного инструментария процесса бюджетного планирования расходов в дорожном хозяйстве;
    • методики сбора и анализа ценовых показателей по основным видам строительных материалов, используемых в дорожной отрасли с созданием соответствующего банка данных;
    • основополагающего нормативного документа, устанавливающего архитектуру (иерархическую схему) интеллектуальных транспортных систем в условиях Казахстана;
    • рекомендаций по оптимизации процессов управления стоимостью дорожного строительства; предложений по совершенствованию системы ценообразования в дорожном хозяйстве;
    • предложений по развитию сети автомобильных дорог общего пользования для обеспечения социально-экономического развития РК.

    Литература:

    1. Климов В. Интеллектуальные транспортные системы. //Connect! Мир Связи. - 2009. № 10.