Каталог статей |
Соискатель Шаушенова С.
Анализ действующих методик и моделей определения экономической эффективностиВ экономической науке анализ производственно-хозяйственной деятельности, вопросы экономической эффективности строительных организаций, методы и модели перспективного и текущего планирования и прогнозирования основных показателей их деятельности стали изучаться советскими учеными еще в 60-е годы ХХ века. Понятие эффективность определяется в литературе не только как соотношение результатов и затрат, но и как степень соответствия полученных результатов ожиданиям заинтересованных лиц. А эти ожидания зависят не только от произведенных затрат ресурсов, времени, капитала, но и, в не меньшей степени, от информации о результатах функционирования аналогичных или подобных объектов в сопоставимых условиях. Эффективность деятельности организации имеет две составляющих: экономическая эффективность (результативность) и социальная эффективность. Последняя определяется балансом социальных связей, выступающих в форме интеграции социальных функций, возникающих по поводу деятельности коммерческих организаций, и достигается посредством создания условий для реализации общих и согласования групповых интересов. Объектом анализа в системе эффективности деятельности коммерческой организации выступают результаты её экономической деятельности и степень реализации интересов представителей социальных организаций и социально-профессиональных групп, вовлеченных в эту деятельность, выражаемых в коэффициентах удовлетворённости. Предприятие может эффективно функционировать и развиваться только тогда, когда свойства ее отдельных элементов не противоречат условиям ее существования и развития. Другими словами, части должны соответствовать целому. Одним из таких элементов является социальная среда организации. Рассматривать социальную среду организации целесообразно на двух уровнях: микросоциальном и макросоциальном, которые тесно взаимосвязаны между собой. Некоторые авторы считают, что следует различать показатели (критерии) эффективности общие (комплексные) и частные. Наиболее общим для предприятия (страны) критерием эффективности использования своих ресурсов является производительность (productivity). Общий показатель производительности обычно рассчитывается по формуле: П=ПТ/ИР, где ПТ – производительные товары или услуги (выход); ИР – все используемые ресурсы (вход). Выход может включать всю готовую продукцию, незавершенное производство, облигации, дивиденды и прочие доходы, а вход – затраты труда, материалов, энергии, капитала и другие затраты. Частные показатели эффективности характеризуют соотношения выхода к каким-либо отдельным составляющим входа, например к затратам энергии, материалов и т.д. Во многих случаях производительность оценивают выходом продукции за единицу рабочего времени и другими показателями. По мнению Е.Е. Медрес, в категории «эффективность» аккумулируется сущность экономического развития: прогресс производительных сил, рост объемов продукции и услуг, снижение затрат на их производство, организация и управление этими процессами. С учетом вышеизложенных подходов, мы полагаем, что эффективность модернизации дорожного строительства (ЭМДС) характеризуется системой показателей, отражающих конечные результаты строительства автомобильных дорог, а также соотношением результатов и затрат, обусловленных их проектированием, производством, эксплуатацией, реконструкцией, ремонтом, содержанием, в том числе придорожной инфраструктуры с учетом новейших достижений науки и техники. Потенциальные эффекты от модернизации дорожного строительства можно разбить на четыре основные составляющие:
При расчетах ЭМДС обязателен социально-экономический подход, т. е. учет затрат и эффектов не только в дорожном хозяйстве и на автомобильном транспорте, но и на других видах транспорта, а также в нетранспортных отраслях народного хозяйства, в том числе в социальной сфере. Определение эффективности капитальных вложений при планировании имеет целью выбор и экономическое обоснование наиболее эффективных направлений капитальных вложений, т. е. наилучшего варианта развития сети автомобильных дорог с учетом решения социально-экономических задач в данном плановом периоде и в генеральной перспективе, установление очередности и сроков строительства и реконструкции отдельных звеньев сети автомобильных дорог и объектов. Замена технологического оборудования на предприятиях дорожного строительства прежде всего осуществляется с целями сокращения сроков строительства (реконструкции, ремонта), экономии затрат на сырье и материалы, повышения производительности труда работников. Для достижения ощутимых эффектов модернизация должна сопровождаться внедрением современных принципов и подходов в организации и управлении дорожно-строительным производством. Необходимо использование методов быстрореагирующего производства, теории ограничений, синхронизированного производства и других. Таким образом, если подходить к данному вопросу более детально, при планировании, анализе и контроле ЭМДС необходимо различать следующие показатели:
Показатели народнохозяйственной (интегральной) ЭМДС:
Показатели ЭМДС за счет замены технологического оборудования и использования инноваций: Показатели производственной (или оперативной), финансовой и инвестиционной ЭМДС: Показатели производственной ЭМДС:
Показатели финансовой ЭМДС:
Показатели инвестиционной ЭМДС:
Показатели бюджетной ЭМДС:
Одной из основных причин, препятствующих осуществлению эффектов модернизации в сфере ДС, является, на наш взгляд, недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами при реализации проектов модернизации. Причиной низкой результативности многих проектов модернизации является также нехватка ресурсов. Порой сил персонала предприятия не хватает на то, чтобы эффективно провести обновление парка оборудования. Вследствие чего модернизация осуществляется в увеличенные сроки, что сокращает эффект от ее проведения. Иногда собственные специалисты могут не уследить за новыми технологическими решениями, современными принципами и подходами в организации и управлении производством. В связи с этим возникает риск выбора устаревшего и менее эффективного состава технологического оборудования, а также методов организации модернизированного производства. Литература:
|