Каталог статей

Плакида С. И.
д. э. н., доцент Головинов О. Н.
Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Украина

Необходимость регулирования инновационного развития промышленности Украины

Ускорение процессов глобализации и становления постиндустриальных обществ в Европейском Союзе, непосредственно связаны с качественными изменениями в развитии промышленного производства. Чтобы войти в число экономически развитых стран Европы, Украина обязательно должна учитывать основные глобальные тенденции при формировании собственной промышленной политики. В частности, в планы, разрабатываемые ныне в Минпромполитики, входит кардинальное снижение энергоемкости отечественного производства: в 1,7 раза до 2012 г. и в 2,4 раза до 2017 г., что даст возможность существенно приблизиться по этим показателям к уровню развитых европейских стран.

Целью работы является оценка состояния и направлений инновационного развития промышленности Украины.

В последние годы произошли принципиальные изменения в отраслевой структуре мировой и европейской промышленности. Первые места в ней по прежнему занимают машиностроение (40 % всей продукции), химическая (более 15 %), пищевая (14 %) и легкая промышленность (9 %), а также металлургия (7 %). Наиболее быстро растущей отраслью остается электронная и электротехническая промышленность. Под влиянием научно-технического прогресса в передовых странах быстро формируется новый тип экономики — экономики, основанной на знаниях [1].

В настоящее время в Украине правительством официально провозглашен курс на инновационное развитие. Воплощение в жизнь такой политики требует консолидации сил и согласования целей всех ветвей и уровней власти. Но в инновационном развитии Украины по многим направлениям существуют значительные противоречия. Так, целью Государственной программы развития промышленности на 2003-2011 гг. является создание "современного, интегрированного в мировое производство промышленного комплекса", а также его инновационное развитие [2].

Однако, ресурсная база для такого развития сегодня недостаточно сформирована, кроме того, возникают проблемы реализации инновационного процесса на всех его этапах, что требует тщательного рассмотрения и исследования качественных и количественных характеристик инновационного развития.

К сожалению, Украина в настоящее время по-прежнему хронически отстает от большинства стран почти по всем макроэкономическим показателям, которые определяют конкурентоспособность на уровне государств. В то время как ведущие страны мира широко используют возможности инновационного развития экономики, формируют постиндустриальное общество, промышленность Украины все еще базируется преимущественно на традиционных технологиях, внедрение которых начиналось на ранних стадиях индустриализации. Неэффективной остается отраслевая структура промышленного производства. Более 2/3 общего объема его продукции приходится на отрасли, которые выпускают сырье, материалы и энергетические ресурсы. Доля продукции социальной ориентации находится на уровне 4/5 от объемов промышленного производства и имеет ниспадающий тренд. Отрасль машиностроения хотя и прибавила в темпах развития, но ее доля в структуре промышленности почти в 2–3 раза ниже уровня, характерного для развитых европейских стран [1].

Сырьевой уклон производственной структуры, рассчитанный преимущественно на нужды экспорта, делает промышленность и экономику в целом чрезвычайно зависимыми от конъюнктуры внешнего рынка, сдерживает развитие внутреннего рынка и сужает национальные возможности развития экономики, приводит к истощающему и нерациональному использованию природных ресурсов, развитию процессов загрязнения и деградации окружающей среды.

Крайне обострилась в Украине проблема технологического состояния производства. Опыт развитых стран показал, что достижение высокого уровня потребления и качества жизни возможно лишь на основе новой, постиндустриальной цивилизации, самым важным признаком которой является инновационное развитие. Технологическая структура промышленности страны не отвечает требованиям времени, поэтому простое ее воспроизводство не сможет обеспечить долгосрочного экономического роста и повышения конкурентоспособности.

В утвержденной программе развития задекларировано более 110 приоритетных направлений развития промышленности Украины. Однако полное финансовое и ресурсное обеспечение программы такого масштаба представляется маловероятным (особенно с учетом незначительной роли государства в финансировании инновационной деятельности промышленности в настоящее время).

Происходящие преобразования в инновационной сфере свидетельствуют об отсутствии четкой организации и сбалансированности процесса научно-технического развития. В первую очередь, это связано с несовершенством украинского законодательства в отношении авторских прав на интеллектуальную собственность. Размыты границы меры ответственности за несоблюдение этого законодательства. Внедрение механизма реализации и контроля за соблюдением авторских прав на практике связано с множеством проблем организационного, экономического, общеполитического характера [3].

Для Украины, которая стремится повысить свою конкурентоспособность и войти в число экономически развитых стран мира, оптимальным решением проблемы является стратегия инновационного прорыва.

Ключевыми элементами новой системы институциональных, инфраструктурных и экономических основ инновационных преобразований в промышленности должны стать:

  • создание равных условий конкуренции;
  • защита прав собственности;
  • активизация человеческого капитала, особенно в области создания и использования новых знаний;
  • приведение системы стандартизации в соответствие с требованиями международных организаций, внедрение международных и европейских стандартов, обеспечение перехода от системы обязательной сертификации к системе оценки соответствия согласно требованиям международных стандартов.

Активизация инновационной деятельности определена как ключевое, приоритетное условие научной и технологической модернизации производства в Украине. Содержание и темпы этой деятельности в долгосрочной перспективе будет определять инновационная модель развития промышленности. В кратко- и среднесрочной перспективе она будет зависеть от создания благоприятных условий для реализации научно-технической политики в рамках всей макроэкономической среды. Для этого необходимо обеспечить:

  • стойкий экономический рост, политическую стабильность, высокий уровень занятости, положительное сальдо платежного баланса, благоприятную правовую систему и общую экономическую конъюнктуру, которые будут положительно влиять на инициативы предприятий и их инновационные усилия;
  • усовершенствование системы государственного управления инновационно-технологическим развитием национальной промышленности;
  • формирование мотивационного поля для осуществления инновационной деятельности отечественными предприятиями;
  • осуществление целенаправленной государственной инновационной политики в промышленности;
  • усовершенствование эколого-экономического механизма с целью стимулирования внедрения энергоэффективных и экологически безопасных технологий и природоохранных систем;
  • внедрение на каждом промышленном предприятии системы экологического контроля и соответственно оснащенного структурного подразделения по его осуществлению;
  • развитие институтов инновационной инфраструктуры, которые оказывают содействие наращиванию технологического потенциала, в частности, технопарков, технополисов, бизнесов-инкубаторов, фондов венчурного инвестирования и т. п.;
  • создание Национального совета по вопросам науки и технологий для разработки инновационно-технологической политики и руководства усилиями в соответствующей сфере в национальном масштабе [1].

Необходимо также развивать систему непрерывной переподготовки и повышения квалификации, привлечения потенциала высших и средних учебных заведений в процесс формирования специалистов и последипломного обучения.

Таким образом, для осуществления стратегии инновационного прорыва необходимы, прежде всего, перераспределение капитальных инвестиций в пользу инновационной сферы, повышение эффективности использования этих ресурсов, консолидация всех сил украинского общества для построения эффективного и высокотехнологичного промышленного комплекса, а также для возобновления процесса интеграции знаний.

Литература

  1. Евроинтеграционные процессы и инновационный потенциал украинской промышленности [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (62,5 Кб) // Режим доступа: [сылка более недоступна}
  2. Міністерство промислової політики України України [Электроний ресурс].–Электроні текстові дані (268 Кб) // Режим доступу: [сылка более недоступна}
  3. Направления инновационного развития промышленности Украины [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (976 Кб) // Режим доступа: [сылка более недоступна}