Каталог статей |
Плакида С. И.
Необходимость регулирования инновационного развития промышленности УкраиныУскорение процессов глобализации и становления постиндустриальных обществ в Европейском Союзе, непосредственно связаны с качественными изменениями в развитии промышленного производства. Чтобы войти в число экономически развитых стран Европы, Украина обязательно должна учитывать основные глобальные тенденции при формировании собственной промышленной политики. В частности, в планы, разрабатываемые ныне в Минпромполитики, входит кардинальное снижение энергоемкости отечественного производства: в 1,7 раза до 2012 г. и в 2,4 раза до 2017 г., что даст возможность существенно приблизиться по этим показателям к уровню развитых европейских стран. Целью работы является оценка состояния и направлений инновационного развития промышленности Украины. В последние годы произошли принципиальные изменения в отраслевой структуре мировой и европейской промышленности. Первые места в ней по прежнему занимают машиностроение (40 % всей продукции), химическая (более 15 %), пищевая (14 %) и легкая промышленность (9 %), а также металлургия (7 %). Наиболее быстро растущей отраслью остается электронная и электротехническая промышленность. Под влиянием научно-технического прогресса в передовых странах быстро формируется новый тип экономики — экономики, основанной на знаниях [1]. В настоящее время в Украине правительством официально провозглашен курс на инновационное развитие. Воплощение в жизнь такой политики требует консолидации сил и согласования целей всех ветвей и уровней власти. Но в инновационном развитии Украины по многим направлениям существуют значительные противоречия. Так, целью Государственной программы развития промышленности на 2003-2011 гг. является создание "современного, интегрированного в мировое производство промышленного комплекса", а также его инновационное развитие [2]. Однако, ресурсная база для такого развития сегодня недостаточно сформирована, кроме того, возникают проблемы реализации инновационного процесса на всех его этапах, что требует тщательного рассмотрения и исследования качественных и количественных характеристик инновационного развития. К сожалению, Украина в настоящее время по-прежнему хронически отстает от большинства стран почти по всем макроэкономическим показателям, которые определяют конкурентоспособность на уровне государств. В то время как ведущие страны мира широко используют возможности инновационного развития экономики, формируют постиндустриальное общество, промышленность Украины все еще базируется преимущественно на традиционных технологиях, внедрение которых начиналось на ранних стадиях индустриализации. Неэффективной остается отраслевая структура промышленного производства. Более 2/3 общего объема его продукции приходится на отрасли, которые выпускают сырье, материалы и энергетические ресурсы. Доля продукции социальной ориентации находится на уровне 4/5 от объемов промышленного производства и имеет ниспадающий тренд. Отрасль машиностроения хотя и прибавила в темпах развития, но ее доля в структуре промышленности почти в 2–3 раза ниже уровня, характерного для развитых европейских стран [1]. Сырьевой уклон производственной структуры, рассчитанный преимущественно на нужды экспорта, делает промышленность и экономику в целом чрезвычайно зависимыми от конъюнктуры внешнего рынка, сдерживает развитие внутреннего рынка и сужает национальные возможности развития экономики, приводит к истощающему и нерациональному использованию природных ресурсов, развитию процессов загрязнения и деградации окружающей среды. Крайне обострилась в Украине проблема технологического состояния производства. Опыт развитых стран показал, что достижение высокого уровня потребления и качества жизни возможно лишь на основе новой, постиндустриальной цивилизации, самым важным признаком которой является инновационное развитие. Технологическая структура промышленности страны не отвечает требованиям времени, поэтому простое ее воспроизводство не сможет обеспечить долгосрочного экономического роста и повышения конкурентоспособности. В утвержденной программе развития задекларировано более 110 приоритетных направлений развития промышленности Украины. Однако полное финансовое и ресурсное обеспечение программы такого масштаба представляется маловероятным (особенно с учетом незначительной роли государства в финансировании инновационной деятельности промышленности в настоящее время). Происходящие преобразования в инновационной сфере свидетельствуют об отсутствии четкой организации и сбалансированности процесса научно-технического развития. В первую очередь, это связано с несовершенством украинского законодательства в отношении авторских прав на интеллектуальную собственность. Размыты границы меры ответственности за несоблюдение этого законодательства. Внедрение механизма реализации и контроля за соблюдением авторских прав на практике связано с множеством проблем организационного, экономического, общеполитического характера [3]. Для Украины, которая стремится повысить свою конкурентоспособность и войти в число экономически развитых стран мира, оптимальным решением проблемы является стратегия инновационного прорыва. Ключевыми элементами новой системы институциональных, инфраструктурных и экономических основ инновационных преобразований в промышленности должны стать:
Активизация инновационной деятельности определена как ключевое, приоритетное условие научной и технологической модернизации производства в Украине. Содержание и темпы этой деятельности в долгосрочной перспективе будет определять инновационная модель развития промышленности. В кратко- и среднесрочной перспективе она будет зависеть от создания благоприятных условий для реализации научно-технической политики в рамках всей макроэкономической среды. Для этого необходимо обеспечить:
Необходимо также развивать систему непрерывной переподготовки и повышения квалификации, привлечения потенциала высших и средних учебных заведений в процесс формирования специалистов и последипломного обучения. Таким образом, для осуществления стратегии инновационного прорыва необходимы, прежде всего, перераспределение капитальных инвестиций в пользу инновационной сферы, повышение эффективности использования этих ресурсов, консолидация всех сил украинского общества для построения эффективного и высокотехнологичного промышленного комплекса, а также для возобновления процесса интеграции знаний. Литература
|