Каталог статей |
Тымчина
Л.И., Шабетя А.А.
Проблемы и задачи реформирования бухгалтерского учета в УкраинеНеобходимость внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в практику бухгалтерского учета предприятий Украины обусловлена переходом экономики страны на рыночный механизм хозяйствования. Реформирование бухгалтерского учета началось с принятия Верховным Советом Украины Закона “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” в 1999 г. С тех пор разработано и принято 31 национальный стандарт бухгалтерского учета. Согласно указанного Закона они создавались на основе международных стандартов. Однако сегодня поставлена новая задача: адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в соответствии с Законом Украины “Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза”. Следствием выполнения данной программы, должна стать гармонизация нормативной базы бухгалтерского учета с Постановлением Европейского парламента и Совета Европейского Союза о применении международных стандартов финансовой отчетности. Выполнение этого требования ускорит интеграцию экономики Украины в мировое сообщество, поспособствует формированию благоприятного инвестиционного климата, повысит уровень профессионального сообщества бухгалтеров. Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, создание новой нормативной базы бухгалтерского учета требует решения проблемы регулирования бухгалтерского учета на национальном уровне. Понятие “национальная система бухгалтерского учета” отсутствует в законодательстве Украины и других стран. Однако, оно используется в научной литературе с целью освещения особенностей бухгалтерского учета в части его методологии, методики и организации в разных странах. Более того, рядом с этим понятием используется еще одно - “международная система учета”. Цель введения этого понятия связана с процессами стандартизации учета, направленных на выделение в разных системах учета общих черт и поиск единых основ составления финансовой отчетности. Таким образом, национальная система бухгалтерского учета охватывает:
Стандартизация бухгалтерского учета как на международном уровне, так и в Украине происходит в пределах корпоративного, государственного секторов, малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что создаваемые системы учета не являются автономными. Все они базируются на единой методологии, но в организационном плане являются отделенными, поскольку имеют разное нормативное обеспечение, существенные особенности текущего учета, нюансы в содержании финансовой отчетности. Проиллюстрируем эту мысль на примере системы бухгалтерского учета в государственном секторе. Под термином “государственный сектор” в международной практике понимают национальные правительства, региональные органы управления, местные и соответствующие государственные субъекты ведения хозяйства. В соответствии с Хозяйственным кодексом Украины к субъектам государственного сектора экономики относятся субъекты, которые действуют на основе лишь государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном фонде которых превышает пятьдесят процентов. Такое толкование структуры государственного сектора конкретизирует определение, приведенное в международных стандартах бухгалтерского учета, что подтверждает соответствие понимания понятия “государственный сектор” в Украине, международной практике. Финансовая отчетность субъектов государственного сектора, составленная в соответствии с международными стандартами должна предоставлять информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и денежных потоках субъекта, а также отображать эффективность использования и целевое назначение вверенных ему ресурсов. Финансовая отчетность государственного сектора – является ключевым звеном в информационном обеспечении государственного финансового контроля, финансового планирования и прогнозирования на государственном уровне. Анализ методологических и организационных особенностей бухгалтерского учета в государственном секторе дает основания сделать вывод о существовании автономной системы учета в государственном секторе. Относительно системы учета в корпорациях, следует отметить, что эта система учета является основополагающей при формировании других систем, поскольку исторически впитала в себя концептуальные основы учета в условиях рыночной экономики. Относительно системы учета в малом и среднем бизнесе, то ее методологические и организационные особенности обусловлены незначительными объемами деятельности и другими заданиями бухгалтерского учета сравнительно с большим бизнесом. В малом бизнесе используются упрощенные формы учета и простые системы без использования двойной записи. Эти факторы свидетельствуют о целесообразности создания отдельного пакета стандартов для малого бизнеса. Таким образом, национальная система бухгалтерского учета состоит из систем учета для корпоративного сектора, для субъектов хозяйствования малого и среднего бизнеса, для государственного сектора. Приведенное деление систем базируется на подходах к стандартизации учета в международной практике. В Украине такие системы учета еще в стадии становления. Следовательно, опираясь на выше изложенное, можно сделать вывод, что организация бухгалтерского учета должна охватывать такие объекты:
Следует отметить, что Министерство финансов Украины реализовало такой подход к организации бухгалтерского учета в Положении о Министерстве финансов Украины. Изучение положений, которые регламентируют деятельность других органов исполнительной власти, показало, что единого подхода к отраслевой нормативной базе по бухгалтерскому учету у министерств и ведомств нет. Выше отмеченное свидетельствует о том, что нарушается ст.6 Закону Украины о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в соответствии с которой органы исполнительной власти должны обеспечить разработку на базе национальных положений бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению. Это свидетельствует об отсутствии общей концепции создания методического обеспечения бухгалтерского учета, а также отсутствии координации деятельности органов исполнительной власти, которые определяют учетную политику. Следовательно, реализовать в полной мере концепцию государственного регулирования бухгалтерского учета в части создания его методического обеспечения, возможно лишь усовершенствовав организацию бухгалтерского учета на уровне органов исполнительной власти. С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в в положение о деятельности отдельных министерств и государственных комитетов. Выше изложенное говорит о том, что наиболее оптимальной моделью развития бухгалтерского учета в Украине является трансформация его методологии в соответствии с международными стандартами. В связи с этим Министерство финансов Украины подготовило проект Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам бухгалтерского учета”. Законопроектом предусматривается обязательное составление предприятиями - эмитентами ценных бумаг, находящимися в листинге организаторов торговли на фондовом рынке, финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности. Все другие субъекты хозяйствования могут добровольно это делать после предварительной регистрации в Комитете статистики Украины. Указанные поправки к Закону о бухучете после принятия их Верховным Советом вступили в действие с 1 января 2010 года. Таким образом, начало пути внедрения международных стандартов финансовой отчетности положено. Литература:
|