Каталог статей |
Курдюкова Ю.А.,
руководитель Белгородская М.А.
Проблемы сдачи электронной отчетности в УкраинеВ последнее время тема электронной отчетности часто обсуждается в средствах массовой информации. Данная система подачи отчетности очень удобна, экономична и имеет будущее в Украине. Однако существует ряд проблем связанных с урегулированием процедур сдачи электронной отчетности предпринимателями в органы государственной власти. На практике имеют место злоупотребления и коррупция при работе с электронной отчетностью. Именно этим объясняется актуальность данной темы. Целью написания данной статьи является рассмотрение проблем, связанных с подачей электронной отчетности в Украине. Данная проблема рассматривалась в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как О. Матвеева, И. Петухова, В. Руденко и других. Электронная отчетность – это отчетность, передаваемая в электронном виде по каналам связи. Для безопасной сдачи отчетности в электронном виде (передачи документов через Интернет) в любой орган государственной власти предприниматель должен воспользоваться электронной цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП используется физическими и юридическими лицами как аналог собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе. Электронная цифровая подпись является качественно новым этапом в развитии современного документооборота. Сертификаты электронной цифровой подписи, согласно Закону Украины "Об электронной цифровой подписи", принятому еще в 2003 году, имеют одинаковую силу с собственноручной подписью лица [1]. Безоговорочным преимуществом защищенного электронного документооборота является возможность обеспечить защиту информации от искажения, несанкционированного ознакомления, а также обеспечить неопровержимость (исключает возможность для любой стороны отказаться от факта подписи электронного документа) [2]. Процедура сдачи электронной отчетности регулируется 13-ю Законами Украины, 3-мя постановлениями КМУ, 1-м распоряжением КМУ и 7-ю приказами и постановлениями остальных органов исполнительной власти Украины. Несмотря на это, данная нормативная база не четко определяет порядок сдачи обязательной отчетности в электронном виде в разные органы. В связи с неурегулированностью порядка представления обязательной отчетности на общегосударственном уровне отдельные органы государственной власти самостоятельно разработали внутренние нормативные документы. Документы не согласованы между собой и в значительной степени отличаются один от другого. Более того, некоторые из этих документов предусматривают сдачу обязательной государственной отчетности лишь через коммерческую структуру-посредника, а другие допускают такую возможность. В то же время остается законодательно не определенным статус электронных посредников, которые предоставляют услуги плательщикам и страхователям по представлению отчетности в электронном виде, порядок их лицензирования и ответственность за некорректное выполнение своих функций. Вместе с тем, предприниматели должны платить посреднику от 1 до 2 тыс. грн. за процедуру передачи отчетности. При этом у предпринимателей нет гарантий того, что посредник не передаст их отчетность посторонним лицам или не задержит ее передачу в соответствующие органы [3]. Другой важной проблемой является отсутствие унификации – предприниматель не может воспользоваться одним ключом, полученным в Аккредитованном центре сертификации ключей, для подписи и отправки документов во все государственные органы. Таким образом, предприниматель, например, для сдачи отчетности в Центр занятости пользуется услугами одного из АЦСК, но для сдачи отчетности, например, в Минюст он должен воспользоваться ключом другого АЦСК [3]. Таким образом, вопрос о несовершенстве системы электронной отчетности в Украине остается открытым и на сегодняшний день. Для того, чтобы в данной сфере добиться определенных результатов, необходимо решить ряд проблем, а именно:
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственные органы должны обращать внимание на все недостатки и в обязательном порядке урегулировать возникшие проблемы, связанные с таким перспективным направлением как подача отчетности в электронном виде. Литература:
|