Каталог статей

Курдюкова Ю.А., руководитель Белгородская М.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Проблемы сдачи электронной отчетности в Украине

В последнее время тема электронной отчетности часто обсуждается в средствах массовой информации. Данная система подачи отчетности очень удобна, экономична и имеет будущее в Украине. Однако существует ряд проблем связанных с урегулированием процедур сдачи электронной отчетности предпринимателями в органы государственной власти. На практике имеют место злоупотребления и коррупция при работе с электронной отчетностью. Именно этим объясняется актуальность данной темы.

Целью написания данной статьи является рассмотрение проблем, связанных с подачей электронной отчетности в Украине.

Данная проблема рассматривалась в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как О. Матвеева, И. Петухова, В. Руденко и других.

Электронная отчетность – это отчетность, передаваемая в электронном виде по каналам связи.

Для безопасной сдачи отчетности в электронном виде (передачи документов через Интернет) в любой орган государственной власти предприниматель должен воспользоваться электронной цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП используется физическими и юридическими лицами как аналог собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе. Электронная цифровая подпись является качественно новым этапом в развитии современного документооборота. Сертификаты электронной цифровой подписи, согласно Закону Украины "Об электронной цифровой подписи", принятому еще в 2003 году, имеют одинаковую силу с собственноручной подписью лица [1].

Безоговорочным преимуществом защищенного электронного документооборота является возможность обеспечить защиту информации от искажения, несанкционированного ознакомления, а также обеспечить неопровержимость (исключает возможность для любой стороны отказаться от факта подписи электронного документа) [2].

Процедура сдачи электронной отчетности регулируется 13-ю Законами Украины, 3-мя постановлениями КМУ, 1-м распоряжением КМУ и 7-ю приказами и постановлениями остальных органов исполнительной власти Украины. Несмотря на это, данная нормативная база не четко определяет порядок сдачи обязательной отчетности в электронном виде в разные органы.

В связи с неурегулированностью порядка представления обязательной отчетности на общегосударственном уровне отдельные органы государственной власти самостоятельно разработали внутренние нормативные документы. Документы не согласованы между собой и в значительной степени отличаются один от другого. Более того, некоторые из этих документов предусматривают сдачу обязательной государственной отчетности лишь через коммерческую структуру-посредника, а другие допускают такую возможность.

В то же время остается законодательно не определенным статус электронных посредников, которые предоставляют услуги плательщикам и страхователям по представлению отчетности в электронном виде, порядок их лицензирования и ответственность за некорректное выполнение своих функций. Вместе с тем, предприниматели должны платить посреднику от 1 до 2 тыс. грн. за процедуру передачи отчетности. При этом у предпринимателей нет гарантий того, что посредник не передаст их отчетность посторонним лицам или не задержит ее передачу в соответствующие органы [3].

Другой важной проблемой является отсутствие унификации – предприниматель не может воспользоваться одним ключом, полученным в Аккредитованном центре сертификации ключей, для подписи и отправки документов во все государственные органы. Таким образом, предприниматель, например, для сдачи отчетности в Центр занятости пользуется услугами одного из АЦСК, но для сдачи отчетности, например, в Минюст он должен воспользоваться ключом другого АЦСК [3].

Таким образом, вопрос о несовершенстве системы электронной отчетности в Украине остается открытым и на сегодняшний день. Для того, чтобы в данной сфере добиться определенных результатов, необходимо решить ряд проблем, а именно:

  • во-первых, необходимо обеспечить бесплатное принятие отчетности;
  • во-вторых, необходимо обеспечить свободу в выборе способа предоставления отчетности налогоплательщиком. Отчетность может быть сдана либо в электронном виде, либо в бумажном;
  • в-третьих, налогоплательщик имеет право представления отчетности в электронном виде непосредственно в соответствующий орган, используя специализированное программное обеспечение или с помощью электронного посредника, который имеет соответствующие договорные отношения с органами исполнительной власти и Фондами социального страхования;
  • в-четвертых, со стороны государства необходимо четко и однозначно регламентировать все вопросы, касающиеся подачи отчетности в электронном виде.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственные органы должны обращать внимание на все недостатки и в обязательном порядке урегулировать возникшие проблемы, связанные с таким перспективным направлением как подача отчетности в электронном виде.

Литература:

  1. Закон Украины "Об электронной цифровой подписи". [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  2. Использование электронной подписи стало реальностью. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. Механизм электронной отчетности в Украине не урегулирован [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}