Каталог статей

Кириенко Д.Н., Бурлаченко Ю.В.
Научный руководитель: Григораш О.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Технология разработки эффективной бизнес-модели

Современный этап развития экономики характеризуется обострением конкуренции между национальными и иностранными производителями; появлением новых видов рисков в предпринимательской деятельности, периодическими колебаниями финансовых рынков и пр.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что многие компании в Украине столкнулись с одинаковой проблемой: их корпоративная бизнес-модель, которая была ориентирована на постоянно растущий рынок и которая на протяжении многих лет приносила прибыль, оказалась абсолютно бесполезной в условиях кризиса. Для исправления ситуации мало просто уменьшить текущие расходы или перевести свой бизнес в режим предельной экономии, прежде всего, необходимо осуществить кардинальные изменения на уровне самой бизнес-модели. Поэтому в данных условиях особую актуальность приобретает обеспечение эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, которое становится возможным благодаря формированию эффективной бизнес-модели.

Целью исследования является теоретическое обоснование технологии разработки эффективной бизнес-модели как ключевое конкурентное преимущество предприятия на рынке.

Проблемы разработки и внедрения бизнес-моделей нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как Друкер П., Линдер Дж., Макаров М., Остервальдер А., Сироткин Д., Стрекалова Н., Хамель Г. и др. Несмотря на разносторонние подходы к изучению бизнес-моделей и процессов, с ними связанных, отдельные теоретические и практические вопросы до сих пор не получили комплексного научного обоснования. В контексте сложившейся ситуации целесообразным является уточнение понятие «бизнес-модель» и обоснование технологии формирования эффективной бизнес-модели предприятия.

С. Тарасов в «Глоссарии системного аналитика предприятия» определяет бизнес-модель как «совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структуру, продукцию, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев определения деловых показателей» [3].

Исходя из другого определения, бизнес-модель подробно описывает, как предприятие зарабатывает деньги путем четкого определения его места в цепочке создания ценности. Бизнес-модель представляет собой систему, состоящую из таких компонентов бизнеса, как предпринимательство, стратегия, экономика, финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг и стратегии устойчивого роста [4].

На наш взгляд, второе определение бизнес-модели является более полным, поскольку с одной стороны данное определение раскрывает бизнес-модель как систему, а с другой стороны – описывает, как предприятие позиционирует себя в цепочки создания ценности и как оно собирается создавать прибыль.

Бизнес-модель предприятия является залогом успеха компании лишь в том случае, если бизнес-модель эффективна. Эффективная бизнес-модель – это бизнес-модель, которая обеспечивает максимальную пользу потребителю и прибыль компании [1]. Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) компании, ее соответствия стратегическим целям развития компании и согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов.

Выделяют следующие этапы разработки эффективной бизнес-модели:

Анализ бизнес-модели отрасли. На данном этапе определяется устройство отрасли; изучаются бизнес-модели предприятий-конкурентов; определяются необходимые ключевые компетенции для компании.

Анализ существующей бизнес-модели предприятия. Данный этап предполагает изучение устройства компании, ее интеграции в бизнес-модель отрасли; определение ключевых компетенций, которыми обладает компания. На этом этапе также определяются, какие противоречия имеются между отдельными компонентами и процессами бизнес-модели предприятия и какие рыночные ключевые компетенции компании необходимо приобрести.

Ориентиры стратегии развития компании. На данном этапе предприятие разрабатывает стратегию развития и определяет, какая типовая бизнес-модель в наилучшей степени соответствует выбранной стратегии.

Определение новой бизнес-модели. Предприятие определяет, на какой типовой бизнес-модели (компаниях-аналогах) базируется новая бизнес-модель компании; каковы ее особенности, преимущества и недостатки. На этом этапе выделяют основные параметры работы бизнес-модели и рассчитывают предполагаемую экономическую эффективность новой бизнес-модели.

Конкретизация новой бизнес-модели включает в себя:

  • определение взаимосвязей между основными компонентами бизнес-модели;
  • определение устройства производства, инноваций, маркетинга, системы управления и т.д.;
  • определение механизмов и процедур, обеспечивающих эффективность работы бизнес-модели.

Реализация представленных этапов позволяет избавиться от узкого, ограниченного реальностью своего предприятия, видения бизнеса и получить несколько реальных альтернатив улучшения деятельности предприятия [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях одним из главных факторов функционирования предприятий является наличие эффективной бизнес-модели, которая обеспечит компании конкурентные преимущества и позволит получать максимальную прибыль. Разработка эффективной бизнес-модели – кропотливый и сложный процесс, который предполагает системный анализ предприятия и среды его функционирования. Качественное выполнение всех этапов данного процесса позволяет создать конкурентоспособную и оптимальную для компании бизнес-модель.

Литература:

  1. Опацька, С. Бізнес-модель як інструмент реалізації візії [Електронний ресурс] / С. Опацька. – Електрон. текстові дані. – Режим доступу: <[сылка более недоступна}
  2. Сироткин, Д. Выработка эффективной бизнес-модели для компании [Электронный ресурс] / Д. Сироткин. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: <[сылка более недоступна}
  3. Тарасов, С. Глоссарий системного аналитика предприятия [Электронный ресурс] / С. Тарасов. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: <[сылка более недоступна}
  4. CECSI: Центр " target="_blank" title="Предпринимательское творчество: 5 областей">предпринимательского творчества и " target="_blank" title="Системные инновации: 7 областей">системных инноваций [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: <[сылка более недоступна}