Каталог статей

Хаджинова Ю.Э.
научный руководитель:
к. ю.н. Романюк Е.И.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Особенности развития брендинга в Украине

В настоящее время достаточно актуальным является создание и использование разнообразных брендов для продвижения продукции на мировой рынок.

Исследованием этого вопроса занимались Шевелева Т., Костин А.Н., Николаенко Л.И., Буттева А.П., Радомский В.

Целью данной статьи является определение сущности брендов, основных принципов брендинга, возможностей, которые открываются при их использовании.

Бренд – это имя, термин, знак, символ или дизайн, или комбинация всего этого, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов, а также для отличия товаров или услуг от товаров и услуг конкурентов [1].

Сегодня в Украину также пришло понимание того, что «бренд» - это самый ценный нематериальный актив предприятия. Это восприятие компании в целом: ее название, торговая марка, логотип, символ, ее сервис, продукт, корпоративная культура и даже униформа. Однако, наши предприятия не имеют достаточного опыта и делают только первые шаги в управлении созданием и продвижением национальных брендов.

Вкладывать деньги в бренд страны выгодно всем: правительству, бизнесу, обществу. Опыт развитых стран показывает, что правительство должно финансировать приблизительно 10-20% от общего бюджета данного направления. В то же время бизнес может выступить основным спонсором, поскольку от положительного имиджа Украины в первую очередь выиграет он сам, а потом уже государство и население. Крупнейшие украинские компании, а также иностранные инвесторы, осуществляя вложения в украинскую экономику, способны поддержать этот процесс.

В Украине первыми компаниями, которые занялись созданием и разработкой брендов стали предприятия, производящие пиво, водку, вина, минеральные воды и некоторые пищевые продукты. Позже проблемами брендинга также занялись украинские банки, страховые компании, корпорации сотовой связи [2].

В настоящее время большинство украинских брендов находится на начальном этапе развития, вследствие чего их стоимость ежегодно возрастает. Однако управлять молодыми брендами, как показывают исследования, порой намного затратнее и сложнее. Главный фактор, способствующий росту стоимости бренда, - динамика развития тех или иных рынков, ведь наличие бренда позволяет любой компании иметь превосходство в конкуренции.

Значительных успехов добились такие новые бренды, как «Фокстрот», «Фуршет», «Мобилочка» и др. Также можно отметить компании, бренды которых резко ворвались в сотню лучших: единственный большой украинский табачный бренд «Прилуки», медийный холдинг телеканала Интер [1].

Одним из важнейших составляющих «бренда» в Украине является приобретение торговой маркой статуса «хорошо известная на территории Украины торговая марка».

В большинстве стран подобный статус торговая марка может приобрести только через суд, при возникновении нарушений прав на этот знак. Решение в пользу товарного знака выносится в том случае, если владелец прав докажет, что данный товарный знак является широко известным.

В Украине признание торговой марки общеизвестной возможно не только через суд, а также Апелляционной палатой Государственного департамента интеллектуальной собственности по ходатайству (заявлению) владельца прав. Данная возможность предусмотрена в Законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»

В настоящее время статус общеизвестных получили 27 знаков национальных производителей. Среди них такие торговые марки, как «Гетьман» и «Хортица» для водки, «Миргородская» и «Моршинская» для минеральной воды, «Массандра» и «Новый свет» для вин, «Черниговское» и «Оболонь» для пива и другие.

Признание знака общеизвестным на территории Украины еще не означает, что знак стал или станет «брендом», но предприятие, выпускающее продукцию, маркированную такими знаками, имеет перспективы стать узнаваемым и востребованным не только в Украине, но и на внешнем рынке.

Предприятия других стран, осуществляющих деятельность на территории нашего государства, могли бы внести свой вклад, ускорив тем самым развитие экономики Украины. Кроме денег, они могли бы также инвестировать свои знания, связи и международный опыт.

Подобные вложения помогут не только создать узнаваемый позитивный имидж страны в мире, а также будут способствовать возникновению украинской национальной идентичности, общего чувства цели и национальной гордости, что поможет объединить Украину вокруг единой национальной идеи — экономического развития страны.

Литература:

  1. Шевелева Т. «Создание национальных брендов в Украине – важнейший фактор в завоевании внутреннего и внешнего рынков товаров и услуг» [Текст]/ Шевелева Т/«Інтелектуальна власність». – 2010 № 9. – с. 12-16.
  2. Товарний знак/ Ніколаєнко Л.І., Буттєва А.П., Радомський В.- К.: видавничий Дім «Ін Юре», 1999. – 123 с.