Каталог статей

Абдрахманова Г.Т.
д.э.н., ассоциированный профессор,

Джумиян Айдар
магистрант Казахстанско-Британского технического университета

Анализ лизингового финансирования компаний ТОО «Интерстройсервис и К»

Компания ТОО «Интерстройсервис и К» обратилась в АО «Альянс Лизинг», с целью получения в финансовый лизинг: Седельный тягача МАЗ 544069 и Полуприцеп 975 800 012-2 ед.

В связи с тем, что реализация Компании растет, в 2005 г. было принято решение увеличить торговые площади. Также в конце 2005 года был приобретен магазин «Классик» (на данный момент магазин «СтройЮг»), ранее специализировавшийся на реализации строительных материалов. Магазин находится в оживленном и развивающемся новом районе г. Караганды - Юго-восток. Преимуществом данного магазина является то, что магазин был действующим строительным магазином, имел наработанную клиентуру, и профиль торговли не изменился.

На сегодняшний день торговая сеть представлена 17 магазинами в семи городах республики. В каждом филиале, в котором имеется магазин, имеются и складские помещения с железнодорожными тупиками. Материально-техническая база, полное технологическое оснащение офиса и сети магазинов делают предприятие максимально доступным и удобным для клиентов и поставщиков. Все магазины расположены в оживленных районах и удобны как для розничной, так и оптовой торговли Наличие соответствующего программного обеспечения обеспечивает систематизированный приход и расход товара, его складирование, калькуляцию и прохождение денег через кассу. Это, в свою очередь, позволяет оперативно отвечать на запросы клиентов о наличии того или иного вида товара на складах и в местах продаж как в г. Караганде, так и в филиалах в городах Казахстана. В настоящее время в магазинах представлена такая продукция ведущих отечественных и зарубежных производителей, как кафель, линолеум, потолочное покрытие, обои, краски, сантехника, столярные изделия и другие товары, соответствие требованиям и стандартам которых подтверждено сертификатами качества.

Увеличение объемов реализации товара Компанией обусловлено ростом спроса на данный вид товара, в связи с интенсивным строительством крупных городах республики, особенно в столице г. Астане, Караганде, а также в северном регионе - Петропавловске и Кокшетау.

Данное утверждение подтверждают сведения из вышеприведенных таблиц: рост по г. Астане составил 30%, г. Караганде 42%. Кокшетау 48%. В целом по Компании рост в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 57%, рост среднемесячных объемов 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 68% . Поставщиков ТОО «Интерстройсервис и К»

Наиболее крупными поставщиками компании являются Казахстанские поставщики: ТОО СП «Алина», г. Алматы (сухие смеси для различных работ), ЗАО «Евротек Инд. ЛТД», г. Алматы (лаки, краски, растворители и т.п.), ТОО «Семмикс», г. Семипалатинск (Сухие строительные смеси) Страны СНГ: ООО «Центр комплектации Мастер», г. Новосибирск, (стеновые панели из ДСП. Сопутствующий материал - уголки, клипсы, наличники, и т.д.), ООО «Керама Экспорт» (плитка керамическая, керамические изделия (напольные, настенные, бордюры и декоры)., Сантехнические изделия (Сантехнические изделия). Зарубежные: AZAL Shipping, ОАЭ (Сантехнические материалы), ТОО «TIR-LOGISTICS», Германия (Потолочное покрытие). XINJIANG QITAI XILU СО. LTD, Китай (Строительно-отделочные материалы) и т.д.

ОКУПАЕМОСТЬ ПРОЕКТА

сред, стоимость транспортировки авто составляет 150 тенге/1км.

расход топливо на 100 км. - 40 литров.

цена I литра 55 тенге – 22.00 тенге за 1 км.

зарплата водителя – 30.00 тенге за 1 км.

переменные расходы – 52.00 за 1 км.

Прочие расходы - 40 000.00 тенге на 1000 км.

Полные расхода на 1000 км. - 92 000.00

Цена 1 км. Аренды составляет 150 тенге (1000км.* 150 = 150 000.00 тенге) Себестоимость (расходы) на 1000 км. Составляет - 92 000.00 Валовая прибыль (сумма экономии на 1000 км.) ~ 58 00.00 тенге (доля - 38.6%) Компания несет большие расходы на аренду транспорта для доставки товара от поставщиков, ниже приведены количество рейсов, города Поставщиков товара и средняя стоимость рейса.

Вариант-1

  1. Караганда - Челябинск 85 рейсов (стоимость одного рейса 1600 $)
  2. Караганда - Самара 32 рейса (стоимость одного рейса 2600 $)
  3. Караганда - Новосибирск 37 рейсов (стоимость одного рейса 1600 $) Итого: 1.1600$ * 85 = 136 000.00

  4. 2600$*32 = 83 200.00
  5. 1600$*37 = 59 200.00

278 200.00*134 = 37 278 000.00 тенге

37 278 000.00 тенге расходы компании на аренду автотранспорта за 2005 год для доставки груза по 3 - маршрутам доля себестоимости составляет 38.6% соответственно - 14 389 308.00 тенге сумма экономии Вариант-2

  1. Караганда- Челябинск 85 рейсов расстояние 1050 км. (85*1050км= 89250км)
  2. Караганда - Новосибирск 37 рейсов 950 км. (37*950 = 35 150 км)
  3. Караганда - Самара 32 рейса I 650 км. (32* 1650=52 800.00)

Общее89250+35150+52800 = 177 200.00*150= 26580 000.00

177 200.00*92 = 16 302 400.00

Сумма экономии 10 277 600.00

Вариант-3

Один рейс Алматы - Караганда составляет ~

1000 км. Аренда транспорта составляет 150 тенге Себестоимость на 1 км. Составляет 92 тенге

Сумма экономии 150 - 92 = 58 тенге * 1000 км. = 58 000.00 тенге за один рейс по маршруту Алматы - Караганда

Погашение лизинговых платежей ежемесячно составляет 700 000.00 тенге. Компания планирует погашать лизинговые платежи за счет экономии расходов периода по аренде Автотранспорта.

Потребность и спрос. - Спрос на данный вид товаров - на рынках города и области - как правило, подвержен сезонности. Так как ремонтно-строительные работы помещений, зданий проводятся в основном в период весна-лето-осень. На сегодня потребность в отделочно-строительных материалах, как уже указывалось, постоянна. ТОО в настоящее время придерживается такой политики: позиционирует практически по всем видам отделочных строительных материалов, имея значительные запасы товаров на складах. Это позволяет Фирме следующее: удерживать позиции крупного поставщика отделочно-строительных материалов в указанных регионах как за счет больших объемов так и за счет низких цен, отвечать на все запросы потребителей: как строительных по оптовым заказам так и населения по мелким заявкам. Анализ аналогов продукции и цен.

Конкуренция на данный момент по реализации строительных материалов — существует. Аналогичную продукцию реализуют такие фирмы в городе, как ТОО фирма "Антал & клуб Фауна", ТОО «Центрстрой-7», ТОО «Мастер», а также мелкие и средне-строительные магазины.

По ценам надо отметить, что от поставщиков фирма получает товар со скидкой, в связи с чем, розничные цены ниже примерно на 5%, чем у ТОО фирма "Антал & клуб Фауна".

Кроме того, запасы, имеющиеся на складах фирмы-ТОО «Интерстройсервис и К» позволяют удовлетворить любой спрос, в связи с чем, нет проблем с реализацией. Фирма же "Антал & клуб Фауна», к примеру, проводит акции и распродажи перед новогодними праздниками с целью увеличения товарооборота. Этот факт уже свидетельствует о существующих проблемах с реализацией товаров.

По г. Астане - главный конкурент - фирма ТОО «Мастер», владеющий крупным супермаркетом, реализующим строительные материалы на площадях в несколько больше площадей Компании.

Политика ценообразования – в политике ценообразования фирма

придерживается следующей политики: цены рассчитаны на все слои населения: в магазине есть товары, доступные населению со средним достатком и материалы, рассчитанные на высокий уровень достатка. Огромное внимание в связи с этим уделяется ассортименту товаров. Важным фактором при ценообразовании является тот факт, что товар от своих поставщиков ТОО получает с большими скидками, что позволяет ему удерживать цены на 5-10% ниже, чем у других фирм.

Анализ конкурентов (наименование, объем продаж, краткая характеристика реализуемой продукции и пр.); наличие монополистов на рынке производства/реализации.

Основными конкурентами являются: ТОО фирма "Антал & клуб Фауна", ТОО «Мастер», ТОО "Центрстрой - 7", ТОО «Kazameta»

Анализ конкурентной среды в г. Караганда

Наименование фирмы

Объем реализации и месяц, тыс. тенге

Доля на рынке -------

ТОО «Мастер»

100 000,0

10,2%

ТОО фирма «Антал & клуб Фауна»

200 000,0

18,3%

ТОО «Kazameta»

60 000,0

5,5%

ТД «Слат»

80 000.0

7,3%

ТОО «Центрстрой-7»

70 000,0

6,4%

ТОО "Интерстройсервис и К"

380 000,0

34,0%

Прочие ( в т.ч. рынок)

200 000,0

18,3%

ИТОГО

1 090 000,0

100%

ТОО "Интерстройсервис и К" занимает первые позиции среди конкурентов по розничной реализации (как по объемам реализации, так и по наличию торговых площадей). Кроме этого, главным отличием Компании является наличие обширной сети строительных магазинов, тогда как у других конкурентов бизнес дислоцируется в основном в одном городе. Наиболее реальные конкуренты -ГОО фирма «Антал & клуб Фауна», у них так же имеется несколько магазинов в других городах (Атырау, Алматы ) и ТОО «Мастер» (два строительных магазина -в Караганде и Астане) , однако и они значительно уступают ТОО «Интерстройсервис и К» по объемам реализации и охвату рынка. ТОО «Центрстрой-7» и ТД «Слат» работают несколько в ином сегменте рынка (занимаются только оптовой реализацией стройматериалов), поэтому фактически не являются конкурентами для Заёмщика. Раньше конкуренцию составлял ТОО «Промимпекс», однако в 2005 г. ТОО выкупил долю этого конкурента (магазины «Комфорт» и «Классик», теперь переименованы в «Стройвик» и «Стройюг»), за счет этого Заёмщик значительно упрочил положение фирмы на рынке.

В других регионах по конкуренции можно отметить следующие магазины:

  • Павлодар. Конкуренцию магазину «Стройдар» составляет магазин «Все для

    новоселов» по ул. Лермонтова (ассортимент товаров широкий, товар различного производства), однако цены на порядок выше, поэтому магазин «Стройдар» является наиболее популярным среди населения города. Доля в Павлодаре -30%,«Все для Новоселов» -35%, прочие реализаторы (рынок, мелкооптовые фирмы) -35%,

  • В г. Петропавловске и г. Кокшетау магазины «Строймир» и «Стройсевер» являются самыми крупными строительными магазинами, кроме них существуют мелкооптовые реализаторы на рынках города и небольшие розничные магазинчики, практически не составляющие конкуренцию. Доля ТОО в этих городах г. Кокчетав - 60%, прочие поставщики стройматериалов -40%, г. Петропавловск -52%, прочие поставщики -48%.
  • В городах Джезказган, Экибастуз, Талдыкорган, реализация стройматериалов только осваивается, пока магазины занимают долю около 10-15%, однако, после раскручивания магазинов планируется захватить около 60% рынка строительных материалов.

    Доля, занимаемая ТОО «Интерстройсервис», к которой он принадлежит, на данном рынке.

    В целом на рынке строительных материалов среди известных в г. Караганде фирм ТОО "Интерстройсервис и К" занимает примерно около 35% от общего объема реализации, на втором месте по объемам - ТОО фирма "Антал & клуб Фауна" (около 20%).

    В других городах доля Компании составляет: Павлодар (30%), Петропавловск (52%), Кокшетау (60%), Астана (20%), Джезказган, Экибастуз, Талдыкорган (10-15%). В г. Алматы долю Компании определить трудно, т.к. магазин только открылся, после раскручивания магазина доля Компании составит около 3 %. Основные потребители (наименование и краткая характеристика, каналы сбыта, наличие договоров поставок и протоколов о намерениях и пр.). - Фирмы, предприятия и население следующих городов: Астана, Караганда, Кокшетау, Петропавловск, Павлодар, Джезказган, Экибастуз, Талдыкорган, Алматы. Реализация идет через собственные магазины и со складов в этих городах (в г. Экибастуз и Алматы магазины арендуются).

    Фирма работает с такими крупными клиентами, как: ОАО "Испат-Кармет", УД Боолы. ГУВД. Автопарки №3 и №5, Казахтелеком, Карагандинская ОДТ, КарГУ, КарГТУ, аппараты Акима Абайского и Иуринского районов, ГЦВП, компания Валют - Транзит и другие. К таким клиентам фирма применяет гибкую систему скидок. Наличие собственного автотранспорта позволяет оказывать фирме услуги населению по доставке товара.

    Компании «Валют-Транзит» в городе при ремонте и строительстве своих помещений сотрудничает только с ТОО «Интерстройсервис и К»: Валют-транзит Строй, Валют-Транзит Парк, Валют-Транзит Золото, Валют-Транзит Ломбард, Валют-Транзит Банк.

    Поставки по всем перечисленным потребителям — юридическим лицам - производится в основном без заключения договоров, по счетам-фактурам. Компанией ежегодно планируются объемы реализации с учетом действующей ситуации на рынке строительных материалов, В таблице приведены данные по планируемым и фактическим продажам за 2005-2009 гг.

    Период

    План

    Факт

    выполнения

    Факт, рост к предыдущему году.

    2005

    850 000,00

    1 056 424,80

    124%

    57%

    2006

    1 600 000,00

    1775 471,00

    111%

    68%

    2007

    2 300 000,00

    2 906 083,00

    126%

    64%

    2008

    4 368 100,00

    4 229 947,00

    97%

    46%

    2009

    6 345 000,00

    Как видно из таблицы, ежегодный прирост объемов реализации составляет около 50- 60%. С учетом этого на 2009 год планируется объем реализации около 6 345 000,0 тыс. тенге. Увеличение объемов планируется достичь за счет увеличения торговых площадей (летом планируется запустить еще 8 магазинов в гг. Талдыкорган, Тёмиртау, Экибастуз, Балхаш и Петропавловск), кроме этого планируется увеличение товарных остатков и приобретение складских помещений в г. Караганда, с которых будет производиться оптовая реализация.

    Окупаемость данного проекта по погашению лизинговых платежей, ставится упор за счет экономии расходов периода на аренду автотранспорта, компания является основным лидером-продавцом строительных материалов в центральном и северном Казахстане. Ежегодный рост рынка строительства в данном регионе составляет 40-50%, соответственно повышение спроса на строительные материалы Положительные факторы:

    • устойчивое финансовое положение Клиента,
    • интенсивное расширение бизнеса
    • хорошая деловая репутация клиента.
    • реализуемый фирмой товар пользуется широким спросом,
    • стабильность и значительность денежных поступлений
    • расширение торговых площадей, фирма имеет филиалы, в столице Астане, а также в остальных крупных городах Республики.
    • имеет положительную кредитную историю
    • предмет лизинга является высоко ликвидным.

    Недостаток:

    • часть имущества ТОО находится в залоге, связи с получением кредитов (30% имущества)
    • компания скрывает основную долю основных средств оформляя их на частные лица.
    • основной учет является неофициальным (скрывают доходы).

    На основании вышеизложенного проект можно рассматривать как инвестиционной - привлекательным, считаю возможным предоставить финансирование на условиях изложенным в проекте.