Каталог статей

Магистр в области финансов,
Докторант PhD UIB RK
Лыгина Ольга Ивановна
Казахско-Русский Международный университет, Казахстан

Корпоративный подоходный налог в Казахстане

Аннотация: Процесс восстановления мировой экономики возглавляют развивающиеся экономики, включая Казахстан, при более умеренном восстановлении стран с высоким уровнем доходов. Среди основных уроков, которые следует извлечь из этого кризиса, центральное место занимает необходимость проведения устойчивой бюджетной политики до и во время кризиса, а также важность макропруденциального подхода в оценке состояния финансового сектора. Кроме того, кризис показал, насколько важна роль автоматических стабилизаторов и эффективной системы адресной социальной защиты. Еще одним уроком является необходимость продолжать активные реформы, направленные на решение долгосрочных задач в области инвестиционного климата, модернизации государственного сектора, укрепления финансового сектора, конкурентоспособности и диверсификации экономики.

Председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (в начале декабря 2010 года), в Шанхайской организации сотрудничества (в июне 2010 года), а также предстоящее председательство в Организации «Исламская конференция» (в 2011 году) свидетельствуют о высоком доверии и признании деятельности нашей страны со стороны мирового сообщества.

Экономическое развитие страны в долгосрочной перспективе зависит от способности формировать конкурентоспособный, динамичный бизнес-сектор, как в условиях мировой стабильности, так и дестабилизации экономики. Казахстану удалось развернуть быстрые и крупномасштабные антициклические программы финансирования, т.к. на момент наступления кризиса отмечались устойчивые макроэкономические фундаментальные показатели.

Анализ ведущих международных финансовых институтов дает высокую оценку уровня развития экономики РК. Всемирный банк впечатлен реформами по облегчению ведения бизнеса, проводимыми Казахстаном в годы мирового финансового кризиса. «… Правительство Казахстана реализовало огромное количество мер для облегчения ведения бизнеса и его расширения. Эти результаты продемонстрировали приверженность Правительства к улучшению бизнес-среды, начиная от регистрации бизнеса, включая разрешение на строительные работы, защиту инвесторов и осуществление более легкой торговли на границе. Но самое впечатляющее – это то, что Казахстану удалось сделать такие реформы в годы экономического кризиса. Что еще более важно: реализуя антикризисную программу, Казахстан сумел не только правильно и адекватно отреагировать на вызовы кризиса, но и улучшить бизнес-среду. Мы должны поздравить руководство Казахстана», - отметил региональный директор банка по Центральной Азии Моту Кониши.[1]

По индикатору «Налогообложение» в рейтинге Всемирного банка «Doing Business 2011» Казахстан поднялся на 14 позиций по сравнению с прошлым годом и занимает 39 место среди 183 стран – самое высокое место среди стран СНГ (Содружества Независимых Государств).

Одним из основных и значимых факторов, повлиявших на улучшение позиции Казахстана в рейтинге по налогообложению, является принятие нового Налогового кодекса с активным участием в этом процессе представителей бизнес-сообщества. Основным новшеством явилось снижение налогового бремени – понижение ставки корпоративного подоходного налога с 1 января 2009 года до 20 процентов, а также снижение ставки НДС с 13 до 12 процентов. Внесены нормы по упрощению регистрации налогоплательщиков, отмене авансовых платежей для малого и среднего бизнеса, упрощению процедур возврата НДС, оптимизации налоговой отчетности, упорядочению налоговых проверок и другие.

В целях оказания поддержки бизнесу в условиях нестабильности экономики и финансовой системы, кроме законодательных мер, проводилась работа, направленная на прозрачность и доступность услуг. Предложена возможность общения налогоплательщика с налоговым органом через «личный кабинет налогоплательщика», который представляет собой персонифицированную и защищенную от несанкционированного доступа страницу на сайте налогового комитета.

Постановлением Правительства утверждена Программа совершенствования налогового администрирования в РК на 2010-2011 годы, основными целями которой определены: повышение собираемости налогов и максимальное обеспечение поступления в государственный бюджет с учетом снижения налоговых ставок, улучшение условий для добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. .[2]

Из всех поступлений в бюджет, налоговые занимают львиную долю и играют главенствующую роль в формировании доходной части бюджета любого государства. Анализируя поступления бюджета РК с 2005 по 2009 года, мы прослеживаем динамику ежегодного снижения налоговых поступлений, против возрастающей тенденции поступающих трансфертов в бюджет. [3,4]

Рисунок 1

В 2006 году удельный вес налоговых поступлений в общем объеме доходов республиканского бюджета составил 90,3% против 90,6% в 2005 году. При этом данный относительный показатель с 2005 по 2009 год снизился на 38,4 процентных пункта. Поступление трансфертов с 2005 по 2009 год из Национального фонда (далее НФ РК), который аккумулирует суммы налоговых поступлений сырьевого сектора от корпоративного подоходного налога, НДС, роялти, доли РК по разделу продукции, наоборот, повысился на 37,9 процентных пунктов. Потоки денежных поступлений в бюджет и НФ РК преимущественно создается за счет КНП юридических лиц резидентов и нерезидентов РК.

Поступления от корпоративного подоходного налога (далее КПН), налога на добавленную стоимость (далее НДС) и от использования природных ресурсов обеспечивали в период с 2005 по 2008 года около 80% всех налоговых поступлений.

Рисунок 2

Однако, поступления по корпоративному подоходному налогу в течении 2005-2009 г.г. показывает динамику на снижения сумм поступлений.

Рисунок 3

За 2005 год сырьевой сектор обеспечил поступление корпоративного подоходного налога в сумме 369,8 млрд. тенге, от использования природных ресурсов - 304,2 млрд. тенге или более 40% от налоговых поступлений, что свидетельствует о сохранении зависимости исполнения доходов бюджета в большей степени от внешнеэкономической конъюнктуры.

Поступления республиканского бюджета за 2006 год, в основном, зависели от доходов сырьевого сектора. Погрешности уточненного прогноза налоговых поступлений и недостатки действующего механизма формирования НФ РК являлись причиной поступления неучтенных налоговых сборов от сырьевого сектора в республиканский бюджет. Сумма корпоративного подоходного налога от организаций сырьевого сектора, поступившая в НФ РК составила 376,4 млрд. тенге. Общая сумма переплат по корпоративному подоходному налогу в 2006 году составила 68,3 млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличилась на 24,1 млрд. тенге (или на 54,6%), что связано с ростом переплаты по корпоративному подоходному налогу с юридических лиц - резидентов и нерезидентов, удерживаемому у источника выплаты, в размере 11,7 млрд. тенге.

Кроме того, переплата увеличилась на 11,3 млрд. тенге за счет корпоративного подоходного налога с юридических лиц – организаций сырьевого сектора. [5]

Доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета уменьшилась с 90,3 % в 2006 году до 73,2% в 2007 году, что связано с изменением концепции формирования НФ РК. Наиболее крупными источниками доходов государственного бюджета, как и в предыдущие годы, являлись КПН – 32,2% налоговых поступлений и НДС – 26,7%.[5]

В абсолютном выражении в 2008 году по сравнению с 2007 годом доходы республиканского бюджета возросли на 1 096,1 млрд. тенге, или на 49,3 процента. Основным фактором роста стало увеличение поступлений трансфертов в 2,8 раза, тогда как налоговые поступления увеличились всего на 27,3 процента. В целом, план по налоговым поступлениям исполнен на 98,5%, несмотря на снижение первоначально утвержденного планового показателя на 4,8 процента. Не исполнены планы по НДС на 14,6% (109,4 млрд. тенге), КПН – на 2,5% (23,8 млрд. тенге) и акцизам - на 12,8% (3,1 млрд. тенге). Поступления корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов при плане 613,1 млрд. тенге составили 573,8 млрд. тенге (93,6%) вследствие снижения объемов реализации в отдельных крупных предприятиях, повлекшее уменьшение уплаты корпоративного подоходного налога в 2008 году по сравнению с 2007 годом. [5]

Формирование доходной части республиканского бюджета в 2009 году происходило в условиях спада в стране деловой и потребительской активности. Кроме того, 2009 год стал первым годом реализации норм нового Налогового кодекса, в соответствии с которым ставки основных видов налогов были снижены. Уточненный бюджет по доходам исполнен на 100,4%.

Рисунок 4

Снижение поступления доходов республиканского бюджета в отчетном году по сравнению с предыдущим годом составило 538,4 млрд.тенге, или 16,2%. Основным фактором спада стало уменьшение на 620,4 млрд.тенге, или на 30% объема собираемых налогов, на что в определенной степени повлияло уменьшение их ставок.

В частности, из-за снижения ставки корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в бюджет поступило за 2009 год КПН на 177,9 млрд.тенге меньше, НДС с 13% до 12% - 43 млрд.тенге. Отмена в январе 2009 года ставки таможенной пошлины на вывозимую с территории Казахстана сырую нефть привела к снижению поступлений пошлины на 257 млрд.тенге. Прогнозные показатели по налоговым поступлениям исполнены на 105,0%, в основном за счет уточнения в сторону снижения первоначально утвержденного планового показателя. [5]

Согласно проекту республиканского бюджета на 2010-2012 годы поступления составят: в 2010 году - 3 189,6 миллиарда тенге; в 2011 году - 3 479,0 миллиарда тенге; в 2012 году - 3 709,1 миллиарда тенге. Доходы: в 2010 году - 1 734,5 миллиарда тенге; в 2011 году - 2 068,9 миллиарда тенге; в 2012 году - 2 210,4 миллиарда тенге. Законопроектом предлагается отменить целевые трансферты из Национального фонда с целью накопления в нем средств. Предлагается также сохранение ставки корпоративного подоходного налога на 2010-2012 года - 20 процентов. Ранее предполагалось, что в предстоящие годы произойдет поэтапное снижение корпоративного подоходного налога - до 15 процентов. Сохранение ставки корпоративного подоходного налога позволит дополнительно увеличить доходы бюджета в 2010 году на 83 миллиарда тенге, и на 220 миллиардов тенге - в 2011 и 2012 годах. По данному сценарию в среднесрочном периоде темп прироста реального ВВП по прогнозам составит 3,1%, в 2011 году - 3,3%, в 2012 году - 3,5%, в 2013 году - в среднем рост в период до 2015 года будет на уровне 4,1%. [5]

В период сложных финансовых преобразований во всем мире необходима координация политического консенсуса, которая стимулирует продвижения вперед на общем пути глобализации экономик, основываясь на конкретных аналитических исследованиях.

Развитие региональных рамок действий на основе сотрудничества с государствами является приоритетной задачей интеграции Казахстана в мировом пространстве.

Для экономического роста решающее значение имеет хорошо функционирующая финансовая система, однако ее одной недостаточно для того, чтобы обеспечить рост совокупного спроса. Для того чтобы население могло освоить потенциал своих рыночных возможностей, понадобится доступ к более разнообразному и подходящему кругу финансовых продуктов и услуг. Продукты в таких областях, как сбережения, кредитование и страхование, соответствующие их требованиям, на более выгодных условиях и с менее строгими требованиями о гарантиях, являются необходимым элементом и уже успешно применяются. Домашние хозяйства, имеющие возможность воспользоваться микрофинансированием и микрострахованием, например, имеют больше возможностей для увеличения своих доходов и повышения качества жизни семей, о чем свидетельствует уровень их питания и стандарты образования.

Центрально - азиатский регион, включающий некоторые быстрорастущие экономики в мире, может расти и играть роль локомотива экономики, если ему удастся интегрировать свой собственный региональный рынок. Такой прогресс потребует новой парадигмы развития, более открытой и устойчивой для всех.

Литература:

  1. Казахстан вошел в число мировых лидеров по проведению реформ, облегчивших условия ведения бизнеса /Государственные органы, Экономика 11.11.2010.
  2. Всемирный банк признал Казахстан мировым лидером по совершенствованию законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность /Государственные органы, Экономика 11.11.2010.
  3. Статистический сборник, Казахстан в цифрах 1991-2008 Агентство Республики Казахстан по статистике/ Астана 2008
  4. Статистический сборник, Казахстан в цифрах. Агентство Республики Казахстан по статистике/ Астана 2009
  5. Отчеты счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2005г., 2006 г., 2007г., 2008г., 2009г.