Каталог статей | ||||||||||||||
Миклашевич
Н.А.
Направления стратегического управления предприятием в условиях транзитивной экономикиСейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления - это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Стратегия управления современной фирмой охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия. Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Цель нашей работы состоит в определении основных направлений стратегии развития системы предприятия. Данной проблемой занимались достаточно много количество ученых, таких как Никитин А., Пономаренко В., Виханский О., Ансофф И. и многие другие. Но мы считаем, что в данную проблему стоит изучить еще больше. Прежде всего, нужно определится, какие следует сделать шаги для разработки стратегии: четко сформулировать видение (представление) собственниками образа фирмы в перспективе и главное направление ее развития (главную стратегическую цель, миссию); установить цели и контрольные параметры бизнеса; определить тип предприятия и способы управления бизнесом и собственностью; проанализировать сильные и слабые стороны фирмы, выявить ключевые факторы успеха и возможные угрозы (причинно-следственный анализ, метод SWOT); выработать требования и критерии оценки основных видов деятельности; установить цели и общие требования к использованию объектов, находящихся в собственности, и активов фирмы[1]. Идею стратегического управления можно представить как концепцию «7 П»:
Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации. Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата. Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса [3]:
Для решения первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить, к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию. Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них:
Достижение стратегической цели компании в целом обеспечивается целевой ориентацией отдельных комплексов, представленной в таблице[3]. Таб. 1 – Целевая ориентация отдельных комплексов
В данной работе была сделана попытка провести исследование одного из направлений стратегического менеджмента как стратегическое управление. Были использованы работы российских и зарубежных специалистов в области научного управления. Эта работа, которая сейчас является лишь первой ступенью в комплексном изучении стратегического менеджмента, дает возможность:
В ходе работы, были даны ответы на 3 главных вопроса стратегического управления, в каком положении предприятие находится в настоящее время, в каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев; каким способом достичь желаемого результата. Стратегическое управление – это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее. Так при малейшем углублении в стратегическое управление, можно сделать вывод, что это достаточно интересная область исследования, которая требует большого времени на ее изучение. Литература:
|