Каталог статей

Миклашевич Н.А.
Научный руководитель: Закалинская Е.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Направления стратегического управления предприятием в условиях транзитивной экономики

Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления - это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Стратегия управления современной фирмой охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.

Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции.

Цель нашей работы состоит в определении основных направлений стратегии развития системы предприятия.

Данной проблемой занимались достаточно много количество ученых, таких как Никитин А., Пономаренко В., Виханский О., Ансофф И. и многие другие. Но мы считаем, что в данную проблему стоит изучить еще больше.

Прежде всего, нужно определится, какие следует сделать шаги для разработки стратегии: четко сформулировать видение (представление) собственниками образа фирмы в перспективе и главное направление ее развития (главную стратегическую цель, миссию); установить цели и контрольные параметры бизнеса; определить тип предприятия и способы управления бизнесом и собственностью; проанализировать сильные и слабые стороны фирмы, выявить ключевые факторы успеха и возможные угрозы (причинно-следственный анализ, метод SWOT); выработать требования и критерии оценки основных видов деятельности; установить цели и общие требования к использованию объектов, находящихся в собственности, и активов фирмы[1].

Идею стратегического управления можно представить как концепцию «7 П»:

  • профессиональное командное творчество на основе принципа «Три П»;
  • процесс управления как философская категория;
  • процедуры;
  • процессы;
  • планирование как интегрированная система;
  • планирование как эволюционный процесс;
  • подход, ориентированный на рынок.

Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.

Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса [3]:

  • в каком положении предприятие находится в настоящее время?
  • в каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
  • каким способом достичь желаемого результата?

Для решения первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить, к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них:

  • научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации;
  • целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации;
  • гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления [2].

Достижение стратегической цели компании в целом обеспечивается целевой ориентацией отдельных комплексов, представленной в таблице[3].

Таб. 1 – Целевая ориентация отдельных комплексов

Комплекс

Цель

Производственный (основной)

Увеличение объемов производства востребованного на рынке ассортимента обуви; достижение лидирующих позиций среди отечественных производителей обуви

Коммерческий

Гарантированное высокодоходное продвижение (реализация) обуви собственного производства на базе расширения товаропроводящей сети

Имущественный

Повышение финансовой отдачи от имущественного комплекса и превращение его в устойчиво растущий бизнес, содействующий развитию основного комплекса

Инженерный

Гарантированное обеспечение потребностей производства и торговли в инженерной продукции и услугах высокого качества (дизайн, технологии и др.) с одновременным сокращением соответствующих издержек

Финансовый

Достижение финансовой стабильности предприятия в целом, его филиалов, дочерних обществ и подразделений; обеспечение текущей ликвидности компании благодаря эффективному размещению долгосрочных финансовых вложений

Социально-

инфраструктурный

Гарантированное обеспечение персонала компании всеми необходимыми социально-бытовыми услугами с одновременным сокращением соответствующих издержек

В данной работе была сделана попытка провести исследование одного из направлений стратегического менеджмента как стратегическое управление. Были использованы работы российских и зарубежных специалистов в области научного управления. Эта работа, которая сейчас является лишь первой ступенью в комплексном изучении стратегического менеджмента, дает возможность:

  • определить приоритеты в дальнейшем изучении стратегического менеджмента
  • постичь всю глубину науки управления
  • помочь в развитии автора как специалиста в сфере научного управления
  • применить полученные теоретические наработки на практике.

В ходе работы, были даны ответы на 3 главных вопроса стратегического управления, в каком положении предприятие находится в настоящее время, в каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев; каким способом достичь желаемого результата.

Стратегическое управление – это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее.

Так при малейшем углублении в стратегическое управление, можно сделать вывод, что это достаточно интересная область исследования, которая требует большого времени на ее изучение.

Литература:

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 360 с.
  2. [сылка более недоступна}
  3. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. – М.:Экономика, 1989. – 520 с.