Каталог статей

Пророчук Ж.А., Сибирёва А.Ю.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Необходимость использования информационных технологий в сфере торговли

В настоящее время небольшие и средние розничные сети испытывают все более сильное давление со стороны крупных предприятий. Планировать дальнейшее развитие можно, только обеспечив повышение эффективности бизнеса, что невозможно без внедрения многофункциональных и надежных информационных систем, позволяющих управлять розничной структурой, логистикой, ассортиментом, ценами. Современные информационные системы предоставляют возможность обрабатывать значительное количество информации, взаимодействовать с подразделениями предприятия, увеличивать скорость и качество обслуживания клиентов.

Целью данной работы является выявление важнейших факторов необходимости внедрения информационных систем в сферу управления торговой деятельностью, а также анализ сложностей этого процесса и его преимущественных сторон, связанных с упрощением и совершенствованием системы контроля оперативной деятельности компании.

Доминирующим направлением в настоящий момент является широкое внедрение информационно-аналитических систем для решения задач прогнозирования спроса, планирования закупок, управления запасами, эффективного мерчандайзинга и т. п. [1]. Внедрение информационных технологий (ИТ) связано с:

  • технологической необходимостью - когда использование ИТ диктуется требованием обеспечения сложных технологических операций (например, обработки штриховых кодов). Такие же технологические потребности заставляют оптовые торговые организации внедрять компьютерные программы для печати товаросопроводительной документации, объем которой для оптовой торговли значителен и без автоматизации практически невыполним.
  • потребностью в средствах анализа эффективности - при наличии большого числа однородных «производственных участков» (филиалы, менеджеры по продажам и т. д.), результаты деятельности которых можно и нужно постоянно сопоставлять. Благодаря внедрению информационных систем становится возможна оценка состояния предприятия, быстрая ориентация в товарных и финансовых потоках, охват всех стадий цикла движения товаров.

Существует пять основных причин сложности внедрения и использования информационных систем на предприятиях розничной торговли:

  • поверхностное понимание концепции руководством компании;
  • недостаточный уровень развития ИТ-инфраструктуры предприятия;
  • низкая квалификация консультантов компании-внедренца;
  • ошибки при выборе автоматизированной системы;
  • сопротивление персонала самого торгового предприятия [2].

Активными темпами развиваются сегодня программные средства самообслуживания клиентов (терминалы самообслуживания, информационные киоски, использование прайс-чекеров т.д.); ИТ-поддержка программ лояльности клиентов, сбора и обработки персональных данных клиента, а также расширение функциональности POS-терминалов за счет программной поддержки их функций. Например, просмотр состояния складских остатков, визуальная идентификация товара – ID Imaging, поддержка RFID-технологий при осуществлении платежа и т.п. Они позволяют предлагать товары, оптимально отвечающие потребностям покупателей, быстро обрабатывать, распределять заказы, а также контролировать их выполнение, планировать поставки, прогнозировать спрос для оптимального управления складскими запасами. Например, используя программы IBS Trade House и IBS Retail Analytic. Предприятия розничной торговли проявляют интерес к следующим областям информатизации:

1) системы анализа данных – BI для обработки значительного количества информации с большей скоростью, которые позволяют быстро получать сводные данные об эффективности работы всего предприятия (например, систему класса SAP, Microsoft Dynamics AX, Oracle BI), анализировать всю информацию, имеющуюся в торговой организации, независимо от того, в какой информационной системе она накапливается. Основой этого решения является хранилище данных, которое аккумулирует информацию из различных источников и, благодаря специальной структуре, позволяет формировать отчеты гораздо быстрее, чем в ERP-системах. Исчезает необходимость обращаться к программистам для получения отчетов с требуемыми данными из разных систем, выгрузки этих данных в Excel, что значительно повышает скорость анализа и качество принимаемых на его основе решений [3].

2) системы управления отношениями с клиентами – CRM. В условиях возрастающей конкуренции все большее число торговых предприятий заинтересовано в том, чтобы лучше знать своих покупателей и эффективнее осуществлять политику в области ассортимента, маркетинга и управления скидками. Кроме CRM-систем это различные ИТ-продукты для взаимодействия с клиентом через SMS и специализированные программы для работы с бонусными картами.

3) системы управления сетями магазинов (SCM), которые остаются востребованными торговыми компаниями (например, Visual Pos Manager (VPM), – позволяющий из единого центра управлять всеми кассами и скидками розничной сети, и который интегрируется с SAP Retail, Microsoft Dynamics AX, 1С, Oracle Retail и т.д.). Среди критериев оценки системы можно назвать - учет потребностей конкретного сегмента розницы, легкую масштабируемость при росте организации, использование современных ИТ-инструментов разработки, отработанную технологию внедрения и эксплуатации. Конкурентные преимущества: функциональность, надежность, и отработанные технологии внедрения, сопровождения и обучения пользователей.

4) рабочие места кассиров - PosX, оснащенные кассовой программой, ведь помимо стандартных операций по приему денег и выдачи сдачи, требуется организовать прием безналичных платежей, обслуживание дисконтных и бонусных карт.

5) программа «1С: Розница 8» на платформе «1С: Предприятие 8» - поддерживает работу с территориально распределенными информационными базами (РИБ). При этом обеспечивается четкое разделение документооборота по магазинам, а в центральном узле РИБ консолидируется информация по всем магазинам сети. В результате все процессы, требующие информационного обмена, производятся не только с минимальными трудозатратами, но и в соответствии с регламентом, а центр оперативно получает необходимую для принятия управленческих решений информацию о продажах и товародвижении. При этом в «1С: Розницу 8» уже интегрированы готовые планы обмена. «1С: Розница 8» автоматизирует весь спектр необходимых операций внутри розничного магазина, новые бизнес-процессы, формирует отчетность для оперативного управления. Поддерживается подключение широкого спектра торгового оборудования различных типов – сканеров штрих-кода, терминалов сбора данных, фискальных регистраторов, ККМ, считывателей магнитных карт, электронных весов и др.

6) использование карманных компьютеров или коммуникаторов (КПК)- т.е. мобильной торговли, системы RFID. Эти устройства выступают в качестве хранилища информации о клиентах, товаре, расчетах и служат для занесения информации о продажах. Данные регулярно синхронизируются с основной учетной системой предприятия. Возможности: оформление заявок на продажу товара; мерчандайзинг; расчет рекомендуемого количества товара для заказа; учет кассовых операций возвратов, взаиморасчетов с клиентом; ведение нескольких фирм; система индивидуальных скидок; напоминания об акциях, новинках и скидках; каталог фотографий товаров; планирование посещений торговых агентов, контроль маршрутов агентов, поддержка GPS, контроль даты и времени посещения и т.д. Система повышает оперативность работы торговых агентов и экономит их время для непосредственного общения с клиентами. Сбор, обработка и анализ информации в сроки, максимально приближенные к режиму реального времени, позволяют оперативно скорректировать работу компании, а также учесть изменения внешних факторов раньше, чем это сделают конкуренты [3].

Таким образом, применение информационных технологий в розничной торговле во многом предопределяет успешность развития торговой организации. Информационные продукты призваны упрощать и совершенствовать систему контроля оперативной деятельности компании (финансы и затраты, запасы и склад, закупки и продажи, дебиторская задолженность и ценовая политика), управлять взаимоотношениями с заказчиками и поставщиками, контролировать процесс продаж. Если раньше на рынке предлагались решения, доступные по цене только крупным компаниям, то в последние годы появились полноценные автоматизированные системы мобильной торговли, доступные даже малым предприятиям [4, с.56-57]. На современном рынке сохранить конкурентные позиции удается только тем, кто постоянно развивается и использует новые информационные технологии, в результате внедрения которых происходит сокращение операционных издержек, получение дополнительных доходов вследствие увеличения оборота и/или инвестиционной привлекательности компании.

Литература

  1. Клопотовский, А.И. Об актуальных тенденциях на рынке автоматизации предприятий розничной торговли, современных технологических решениях в этом секторе [Электронный ресурс] / Expertek IBS - Режим доступа: [сылка более недоступна}
  2. Клопотовский, А.И. Риелтору необходимы принципиально новые технологии привлечения клиентов [Электронный ресурс] / Cnews –Аналитика – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. Барсуков, А.П. Решения для банковской финансовой сферы, выбор автоматизированной банковской системы [Электронный ресурс] / журнал "ТКТ", 1997, № 3 – Режим доступа: <[сылка более недоступна}
  4. Бурмин, А.А. «Использование программного обеспечения на предприятии»// Корпоративные системы. – 2006. - №1. – с.56-57.