Каталог статей |
Пророчук Ж.А., Сибирёва А.Ю.
Необходимость использования информационных технологий в сфере торговлиВ настоящее время небольшие и средние розничные сети испытывают все более сильное давление со стороны крупных предприятий. Планировать дальнейшее развитие можно, только обеспечив повышение эффективности бизнеса, что невозможно без внедрения многофункциональных и надежных информационных систем, позволяющих управлять розничной структурой, логистикой, ассортиментом, ценами. Современные информационные системы предоставляют возможность обрабатывать значительное количество информации, взаимодействовать с подразделениями предприятия, увеличивать скорость и качество обслуживания клиентов. Целью данной работы является выявление важнейших факторов необходимости внедрения информационных систем в сферу управления торговой деятельностью, а также анализ сложностей этого процесса и его преимущественных сторон, связанных с упрощением и совершенствованием системы контроля оперативной деятельности компании. Доминирующим направлением в настоящий момент является широкое внедрение информационно-аналитических систем для решения задач прогнозирования спроса, планирования закупок, управления запасами, эффективного мерчандайзинга и т. п. [1]. Внедрение информационных технологий (ИТ) связано с:
Существует пять основных причин сложности внедрения и использования информационных систем на предприятиях розничной торговли:
Активными темпами развиваются сегодня программные средства самообслуживания клиентов (терминалы самообслуживания, информационные киоски, использование прайс-чекеров т.д.); ИТ-поддержка программ лояльности клиентов, сбора и обработки персональных данных клиента, а также расширение функциональности POS-терминалов за счет программной поддержки их функций. Например, просмотр состояния складских остатков, визуальная идентификация товара – ID Imaging, поддержка RFID-технологий при осуществлении платежа и т.п. Они позволяют предлагать товары, оптимально отвечающие потребностям покупателей, быстро обрабатывать, распределять заказы, а также контролировать их выполнение, планировать поставки, прогнозировать спрос для оптимального управления складскими запасами. Например, используя программы IBS Trade House и IBS Retail Analytic. Предприятия розничной торговли проявляют интерес к следующим областям информатизации: 1) системы анализа данных – BI для обработки значительного количества информации с большей скоростью, которые позволяют быстро получать сводные данные об эффективности работы всего предприятия (например, систему класса SAP, Microsoft Dynamics AX, Oracle BI), анализировать всю информацию, имеющуюся в торговой организации, независимо от того, в какой информационной системе она накапливается. Основой этого решения является хранилище данных, которое аккумулирует информацию из различных источников и, благодаря специальной структуре, позволяет формировать отчеты гораздо быстрее, чем в ERP-системах. Исчезает необходимость обращаться к программистам для получения отчетов с требуемыми данными из разных систем, выгрузки этих данных в Excel, что значительно повышает скорость анализа и качество принимаемых на его основе решений [3]. 2) системы управления отношениями с клиентами – CRM. В условиях возрастающей конкуренции все большее число торговых предприятий заинтересовано в том, чтобы лучше знать своих покупателей и эффективнее осуществлять политику в области ассортимента, маркетинга и управления скидками. Кроме CRM-систем это различные ИТ-продукты для взаимодействия с клиентом через SMS и специализированные программы для работы с бонусными картами. 3) системы управления сетями магазинов (SCM), которые остаются востребованными торговыми компаниями (например, Visual Pos Manager (VPM), – позволяющий из единого центра управлять всеми кассами и скидками розничной сети, и который интегрируется с SAP Retail, Microsoft Dynamics AX, 1С, Oracle Retail и т.д.). Среди критериев оценки системы можно назвать - учет потребностей конкретного сегмента розницы, легкую масштабируемость при росте организации, использование современных ИТ-инструментов разработки, отработанную технологию внедрения и эксплуатации. Конкурентные преимущества: функциональность, надежность, и отработанные технологии внедрения, сопровождения и обучения пользователей. 4) рабочие места кассиров - PosX, оснащенные кассовой программой, ведь помимо стандартных операций по приему денег и выдачи сдачи, требуется организовать прием безналичных платежей, обслуживание дисконтных и бонусных карт. 5) программа «1С: Розница 8» на платформе «1С: Предприятие 8» - поддерживает работу с территориально распределенными информационными базами (РИБ). При этом обеспечивается четкое разделение документооборота по магазинам, а в центральном узле РИБ консолидируется информация по всем магазинам сети. В результате все процессы, требующие информационного обмена, производятся не только с минимальными трудозатратами, но и в соответствии с регламентом, а центр оперативно получает необходимую для принятия управленческих решений информацию о продажах и товародвижении. При этом в «1С: Розницу 8» уже интегрированы готовые планы обмена. «1С: Розница 8» автоматизирует весь спектр необходимых операций внутри розничного магазина, новые бизнес-процессы, формирует отчетность для оперативного управления. Поддерживается подключение широкого спектра торгового оборудования различных типов – сканеров штрих-кода, терминалов сбора данных, фискальных регистраторов, ККМ, считывателей магнитных карт, электронных весов и др. 6) использование карманных компьютеров или коммуникаторов (КПК)- т.е. мобильной торговли, системы RFID. Эти устройства выступают в качестве хранилища информации о клиентах, товаре, расчетах и служат для занесения информации о продажах. Данные регулярно синхронизируются с основной учетной системой предприятия. Возможности: оформление заявок на продажу товара; мерчандайзинг; расчет рекомендуемого количества товара для заказа; учет кассовых операций возвратов, взаиморасчетов с клиентом; ведение нескольких фирм; система индивидуальных скидок; напоминания об акциях, новинках и скидках; каталог фотографий товаров; планирование посещений торговых агентов, контроль маршрутов агентов, поддержка GPS, контроль даты и времени посещения и т.д. Система повышает оперативность работы торговых агентов и экономит их время для непосредственного общения с клиентами. Сбор, обработка и анализ информации в сроки, максимально приближенные к режиму реального времени, позволяют оперативно скорректировать работу компании, а также учесть изменения внешних факторов раньше, чем это сделают конкуренты [3]. Таким образом, применение информационных технологий в розничной торговле во многом предопределяет успешность развития торговой организации. Информационные продукты призваны упрощать и совершенствовать систему контроля оперативной деятельности компании (финансы и затраты, запасы и склад, закупки и продажи, дебиторская задолженность и ценовая политика), управлять взаимоотношениями с заказчиками и поставщиками, контролировать процесс продаж. Если раньше на рынке предлагались решения, доступные по цене только крупным компаниям, то в последние годы появились полноценные автоматизированные системы мобильной торговли, доступные даже малым предприятиям [4, с.56-57]. На современном рынке сохранить конкурентные позиции удается только тем, кто постоянно развивается и использует новые информационные технологии, в результате внедрения которых происходит сокращение операционных издержек, получение дополнительных доходов вследствие увеличения оборота и/или инвестиционной привлекательности компании. Литература
|