Палкина И., Белгородцева
М.А.
Донецкий национальный университет экономики и
торговли имени Михаила Туган - Барановского
Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета малых предприятий
В последнее время
изменения испытывает действующая система бухгалтерского учета предприятий нашей
страны. Это приводит к тому, что больше внимания уделяется учету потребностей и
требований разных видов предприятий. Это
оправдано, ведь опыт и некоторые нормативные документы показывают, что в
деятельности малого, среднего и большого предпринимательства есть целый ряд
особенностей. Это касается, в первую очередь, вопросов формирования учетной
политики, выбора форм бухгалтерского учета и порядка формирования отчетности.
Особого внимания заслуживают вопросы организации налоговых расчетов в рамках
бухгалтерского учета, которые включают организацию учета в условиях общей и
упрощенной системы налогообложения.
Поэтому целью
исследования являются определения тех факторов, которые влияют на организацию
бухгалтерского учета именно малых предприятий, и не являются характерными для
больших и средних.
Понятие «малое
предприятие» в Украине является общеизвестным в соответствии с п. 7 в. 63
Хозяйственного кодекса Украины малыми признаются предприятия, в которых
среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает
50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за
этот период не превышает семьдесят миллионов гривен [1].
Аналогичные критерии
относительно определения малых предприятий содержатся и в ст. 1 действующего
Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» [2].
Среди многих существующих факторов, которые отображаются на организации
бухгалтерского учета малых предприятий, большинство ученых-экономистов,
выделяют следующие:
-
Ограничены
финансовые возможности относительно привлечения высококвалифицированных
специалистов из бухгалтерского учета и из других сфер (в частности,
юриспруденции, маркетинга, менеджмента). Здесь важно знать и понимать, что
первичная постановка учета – такое же необходимое условие при организации
предприятия, как и упорядочивание его, учредительных документов.
-
Потребность
во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.
Для организации даже небольшого предприятия необходимо всестороннее знание
существующей законодательной базы: гражданского, налогового, трудового,
валютного, таможенного, внешнеэкономического законодательства. Отсутствие
соответствующих знаний часто используется противоположной стороной в своих
интересах. Недостаточность правового образования и отсутствие знаний из
организации документооборота является сегодня одними из наиболее актуальных
проблем.
-
Небольшая
численность работающих. Поскольку объемы деятельности не позволяют занять все
рабочее время сотрудника выполнениям исключительно его специальных
обязанностей, его просят также выполнять другие работы, в том числе те, которые
нуждаются в знаниях из других отраслей, специалистов по которым в предприятия
нет. Таким
образом, малые
предприятия в большей степени нуждаются в универсальных работниках.
-
Слабая
защищенность перед налоговыми и другими контролирующими органами. Отсутствие
возможности держать высококвалифицированных специалистов и несовершенство существующей
судебной системы приводит к тому, что проверяющие органы могут осуществлять
противоправные действия, вынуждая переплачивать налоги, делать другие действия,
которые унижают персонал и интересы субъектов малого предпринимательства.
-
Недостаточное
знание руководством заданий бухгалтерского учета. В системе управления
организацией бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, то есть
предоставляет информацию руководителю о том, чем он руководит и к каким
результатам это приводит. Двумя наиболее важными заданиями бухгалтерского учета
является обеспечение сохранения имущества и определения результатов
деятельности. Незнание этих заданий руководством приводит иногда к
нежелательным ситуациям [3, с. 8-12].
Таким образом, учет отмеченных факторов является
необходимым условием решения существующих сегодня проблем. Особенно это нужно
учитывать при рассмотрении вопросов максимального упрощения процедур ведения
бухгалтерского учета малыми предприятиями с сохранением тех заданий, которые
должен выполнять учет на предприятии.
Литература:
-
Господарський кодекс України від 16.01.2003
р. № 436-ІV.
-
Закон України «Про державну підтримку малого підприємництва»
від 19.10.2000 р. № 2063-ІІІ.
-
Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский учет на малых
предприятиях: учеб. – М.: Проспект, 2007.
|