Каталог статей

Палкина И., Белгородцева М.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган - Барановского

Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета малых предприятий

В последнее время изменения испытывает действующая система бухгалтерского учета предприятий нашей страны. Это приводит к тому, что больше внимания уделяется учету потребностей и требований разных видов предприятий. Это оправдано, ведь опыт и некоторые нормативные документы показывают, что в деятельности малого, среднего и большого предпринимательства есть целый ряд особенностей. Это касается, в первую очередь, вопросов формирования учетной политики, выбора форм бухгалтерского учета и порядка формирования отчетности. Особого внимания заслуживают вопросы организации налоговых расчетов в рамках бухгалтерского учета, которые включают организацию учета в условиях общей и упрощенной системы налогообложения.

Поэтому целью исследования являются определения тех факторов, которые влияют на организацию бухгалтерского учета именно малых предприятий, и не являются характерными для больших и средних.

Понятие «малое предприятие» в Украине является общеизвестным в соответствии с п. 7 в. 63 Хозяйственного кодекса Украины малыми признаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает семьдесят миллионов гривен [1].

Аналогичные критерии относительно определения малых предприятий содержатся и в ст. 1 действующего Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» [2].

Среди многих существующих факторов, которые отображаются на организации бухгалтерского учета малых предприятий, большинство ученых-экономистов, выделяют следующие:

  1. Ограничены финансовые возможности относительно привлечения высококвалифицированных специалистов из бухгалтерского учета и из других сфер (в частности, юриспруденции, маркетинга, менеджмента). Здесь важно знать и понимать, что первичная постановка учета – такое же необходимое условие при организации предприятия, как и упорядочивание его, учредительных документов.
  2. Потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности. Для организации даже небольшого предприятия необходимо всестороннее знание существующей законодательной базы: гражданского, налогового, трудового, валютного, таможенного, внешнеэкономического законодательства. Отсутствие соответствующих знаний часто используется противоположной стороной в своих интересах. Недостаточность правового образования и отсутствие знаний из организации документооборота является сегодня одними из наиболее актуальных проблем.
  3. Небольшая численность работающих. Поскольку объемы деятельности не позволяют занять все рабочее время сотрудника выполнениям исключительно его специальных обязанностей, его просят также выполнять другие работы, в том числе те, которые нуждаются в знаниях из других отраслей, специалистов по которым в предприятия нет. Таким образом, малые предприятия в большей степени нуждаются в универсальных работниках.
  4. Слабая защищенность перед налоговыми и другими контролирующими органами. Отсутствие возможности держать высококвалифицированных специалистов и несовершенство существующей судебной системы приводит к тому, что проверяющие органы могут осуществлять противоправные действия, вынуждая переплачивать налоги, делать другие действия, которые унижают персонал и интересы субъектов малого предпринимательства.
  5. Недостаточное знание руководством заданий бухгалтерского учета. В системе управления организацией бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, то есть предоставляет информацию руководителю о том, чем он руководит и к каким результатам это приводит. Двумя наиболее важными заданиями бухгалтерского учета является обеспечение сохранения имущества и определения результатов деятельности. Незнание этих заданий руководством приводит иногда к нежелательным ситуациям [3, с. 8-12].

Таким образом, учет отмеченных факторов является необходимым условием решения существующих сегодня проблем. Особенно это нужно учитывать при рассмотрении вопросов максимального упрощения процедур ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями с сохранением тех заданий, которые должен выполнять учет на предприятии.

Литература:

  1. Господарський кодекс України від 16.01.2003 р. № 436-ІV.
  2. Закон України «Про державну підтримку малого підприємництва» від 19.10.2000 р. № 2063-ІІІ.
  3. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учеб. – М.: Проспект, 2007.