Каталог статей |
Тимашкова
О.А., Соломатина О.В.
Маркетинговые иследования как глобальная функция управления информацией предприятияПостановка проблемы. В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг. Маркетинговые исследования являются основным методом получения своевременной и достоверной информации о рынке, способствующей принятию решений по всем аспектам маркетинговой деятельности и уменьшающей риск предпринимательства [1]. Анализ исследований и публикаций. Проблемы проведения маркетинговых исследований освещали в своих работах такие ученые: Берман Б., Котлер Ф., Хардинг Г., Багиев Г.Л., Герчикова И.Н., Голубков Е.П., Ноздрева Р.Б., Попов Е.В и другие. Целью исследования является анализ маркетинговых исследований как глобальной функции управления информацией предприятия. Основные результаты исследования. Современный бизнес невозможно представить без всесторонней и полной информации о товарных рынках, на основе которой успешно развивается и производство, и торговля. На сегодняшний день маркетинговые исследования как глобальная функция управления информацией предприятия в условиях рынка дает предпринимателю, любому хозяйственному руководителю ряд проверенных живой практикой рецептов выхода на положительные коммерческие результаты хозяйственной деятельности в рыночных нишах с ограниченными рисками. Маркетинговые исследования – систематическое определение данных, необходимых для анализа и решения стоящих перед фирмой (организацией) задач, сбор данных, их изучение и обработка, отчет о результатах. С другой стороны, это вид деятельности, который с помощью информации связывает маркетолога с потребителями, покупателями и общественностью. Информация в данном случае используется для выявления и определения возможностей и проблем; для выработки, совершенствования и оценки маркетинговых действий; для отслеживания результатов маркетинговой деятельности; а также для улучшения понимания процесса управления маркетингом. Маркетинговые исследователи классифицируют информацию, необходимую для исследования, определяют метод ее сбора, разрабатывают и осуществляют его, анализируют результаты и передают полученные данные заказчику. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия [2]. К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность (рисунок 1).
Рисунок 1 – Принципы проведения маркетинговых исследований Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:
Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые фирмами, различают как по масштабам, так и по видам. Важнейшими факторами, определяющими масштабы маркетинговых исследований и их направление являются размер и специализация фирмы. Так, по сведениям зарубежной литературы, средние фирмы затрачивают на маркетинговые исследования гораздо меньшую долю своего бюджета (1,5%), чем крупные (3,5%). Фирмы, выпускающие товары потребительского назначения, также затрачивают на маркетинговые исследования большую долю оборота (0,08%), чем фирмы, выпускающие товары промышленного назначения (0,04%). Мелкие же фирмы, независимо от их специализации, как правило, не затрачивают существенных средств на маркетинговые исследования [3]. Проведение маркетинговых исследований отечественными фирмами в настоящее время является редкостью. Причины этого кроются, во-первых, в неустойчивости и непредсказуемости развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленностью большинства фирм на обеспечение текущей прибыли, а, во-вторых, в отсутствии положительного опыта проведения таких исследований и недооценки отечественными предпринимателями их полезности. Выводы. Вопросы исследования рынка актуальны для любого предприятия в Украине. У каждого предприятия есть покупатели его продукции, следовательно, оно должно знать их нужды. То есть, современный успешный бизнес немыслим без всесторонней и полной информации о товарных рынках. Хорошо спланированное и организованное маркетинговое исследование позволяет сэкономить и верно направить денежные средства, а также нервы. В свою очередь результаты исследования помогут грамотно выбрать маркетинговую стратегию, включающую целый комплекс по оценке и планированию деятельности компании на рынке [3]. Литература:
|