Каталог статей

Ефименко Надежда Федоровна
Ст. преподаватель, магистр финансов
Кафедра «Финансы»
Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова, Казахстан

Национальный фонд Казахстана: проблемы и перспективы

Национальный фонд Казахстана был создан в 2000 году в соответствии с указом Президента Казахстана, и его рождение не противоречило логике событий и развитию мирового опыта. За последние полвека во многих странах создавались и действуют накопительно - сберегательные и стабилизационные фонды. Доходы от медной руды легли в основу чилийской копилки, от кофе - в бразильскую. Фонды в Иране, Кувейте, Венесуэле, Саудовской Аравии, Ливии, Нигерии, Омане, Норвегии, американском штате Аляска и канадской провинции Альберта опирались на сверхприбыли от нефти и газа. Другое дело итоги их действий: не везде был успех. Казахстан решил изучить, осмыслить, примерить и пойти своим путем, но... по норвежской модели. Именно знакомство с этим мировым опытом и сыграло ключевую роль, когда Правительство, вооружившись им, смогло убедить сенаторов Парламента, и они единогласно приняли и передали на подпись Президенту страны Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам функционирования Национального фонда". В нем были определены концептуальные основы и механизм формирования и использования средств фонда. Главные функции фонда - стабилизационная и сберегательная.

С целью исполнения стабилизационной функции предусмотрено формирование фонда в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов, путем зачисления в него превышения поступлений от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по подоходному налогу с юридических лиц, налогу на добавленную стоимость, налогу на сверхприбыль, бонусам, роялти, доле по разделу продукции. Перечень организаций сырьевого сектора определяется Правительством, а годовые объемы поступлений от них устанавливаются ежегодно законом о республиканском бюджете в разрезе областей, городов, а их квартальные объемы - Правительством РК. Данный законопроект разработан в связи с принятием новой концепции формирования и использования средств Национального фонда. Согласно концепции, гарантированный трансферт из Национального фонда направляется только на финансирование развития бюджета.

Инвестирование активов Национального фонда на мировых рынках капитала неэффективно: в условиях невысокой доходности стабилизационный фонд терпит убытки. С 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новый принцип формирования Национального фонда. Теперь текущий государственный бюджет практически не зависит от цен на нефть: его формируют не нефтяные доходы. Средства Национального фонда согласно концепции могут быть направлены лишь на программы развития. С помощью метода сбалансированного бюджета Казахстан попробует жить по средствам: тратить не больше, чем может позволить не сырьевая экономика. Все доходы от нефтяного сектора - корпоративный подоходный, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую нефть, направляются в Национальный фонд, минуя бюджет. Преимущества метода сбалансированного бюджета налицо. С одной стороны, происходит стерилизация излишней денежной массы, с другой - накапливаются финансовые ресурсы в интересах будущих поколений. В то же время, получив хороший макроэкономический эффект, страна может столкнуться с проблемой инвестирования этих средств. Невысокая доходность инвестированных активов уже не покрывает административные расходы по управлению фондом. Кроме того, существует еще один риск. Деньги из стабилизационного фонда, которые правительство имеет право направить на программы развития, могут осесть в фонде, поскольку в стране не развита инфраструктура и наблюдается явный дефицит инновационных идей. Эти деньги просто некуда инвестировать. Опасений за судьбу Национального фонда добавляет его нетранспарентность. Когда финансовые потоки непрозрачны, существует большая вероятность того, что они могут быть использованы неэффективно или растрачены. Главной опасностью может послужить обесценение денег, которые могут просто не найти себе применение. В настоящее время стабилизационные или сберегательные фонды (причем не только нефтяные, но и медные, фосфатные, фонды невосполнимых природных ресурсов) имеют свыше 15 стран. Цель этих фондов - воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов в интересах будущих поколений. Средства таких фондов могут быть использованы для поддержания бюджетных расходов в неблагоприятные периоды в результате колебаний конъюнктуры или после полного истощения природных ископаемых, погашения внешнего долга и на другие цели. Формирование национальных фондов имеет несколько положительных моментов. Во-первых, это позволяет минимизировать корреляцию между поступлениями, зависящими от конъюнктуры, и расходами бюджета. Во-вторых, накопление средств от продажи не восполняемых природных ресурсов целесообразно для обеспечения потребностей будущих поколений. В-третьих, происходит стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры, вызываемого избыточным притоком валюты. И, наконец, сдерживается внутренний спрос для предотвращения перегрева экономики. Это в теории, в действительности же все гораздо сложнее. Страна, имеющая сырьевой фонд, постоянно встает перед дилеммой. Если сохранять, то как? Если тратить, то на что? Казахстанская практика показывает, что до сих пор к этому вопросу в Правительстве относились, мягко говоря, нерационально. Реальные сбережения нефтяных доходов за последние пять лет составили всего 19%, а все остальное было израсходовано через бюджет. Средства в Национальном фонде накапливались, но часть средств тут же тратилась на покрытие дефицита бюджета. Так что главная задача - создание государственной копилки для будущих поколений фактически не выполнялась. До копилки деньги не доходили либо ее распечатывали в любой момент, когда это требовалось. Еще некоторое время назад в Правительстве обсуждался вопрос о том, как обеспечить сбережение в Национальном фонде значительной части доходов от нефтяного сектора. Теперь, с внедрением метода сбалансированного бюджета, когда все нефтяные деньги потекли в Национальный фонд, опять-таки встал вопрос об их рациональном инвестировании и использовании. Сегодня инвестиций из Национального фонда в реальную экономику нет. Финансирование институтов развития, их программ, формирования их уставного капитала предусматривается лишь новой моделью формирования активов. Инвестиции идут лишь в высоконадежные бумаги иностранных государств и эмитентов. Крупные казахстанские банки, по мнению большинства отечественных банкиров, не могут рассчитывать на такого инвестора, как государство, поскольку требования к размещению активов столь высоки, что отечественные эмитенты просто не удовлетворяют им.

Долгое время общественность борется за то, чтобы народ знал, как сберегаются и используются народные деньги. В частности, директор Центра анализа общественных проблем говорит о том, что контроль использования активов Национального фонда недостаточен. В лучшем случае периодически проходят «круглые столы» или конференции по Национальному фонду, да и там полной картины ни Национальный банк, ни Министерство финансов не предоставляют. А самое главное - решения по объемам и направлениям использования средств Национального фонда не требует одобрения парламента. Кроме того, почему-то в ранг секретной возведена информация о внешних управляющих Национальным фондом. Национальный банк, например, не называет, какие иностранные компании управляют казахстанскими нефтяными доходами, ссылаясь на то, что это требование компаний. Хотя, по идее, им самим должно быть выгодно публично управлять средствами казахстанского нефтяного фонда: доверие государства - отличный пиар. Именно негласность и становится причиной того, что фонд начал сталкиваться с несвоевременным и неполным перечислением средств. Двойная конвертация поступлений - сначала в национальную валюту, затем снова в иностранную валюту для размещения за рубежом в ценные бумаги, также ведет к потерям. Лишь некоторые компании-нерезиденты имеют право перечислять налоги в бюджет в долларовом эквиваленте. И даже новая модель Национального фонда не решает эту проблему. Значит, и налогоплательщики, и государство по-прежнему будут нести потери. Но теперь еще больше требуется прозрачность, чем когда бы то ни было: доступ к нефтяным деньгам открыт, и общество должно быть уверено, что эти деньги будут потрачены эффективно.

Наряду с негативными моментами существуют и позитивные это минимизация корреляции между поступлениями, зависящими от конъюнктуры, и расходами бюджета, накопление средств от продажи не восполняемых природных ресурсов, стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры, вызываемого избыточным притоком валюты. И, наконец, сдерживание внутреннего спроса для предотвращения перегрева экономики.