Каталог статей

Валитов А.И.,
Докторант программы PhD
КазЭУ им.Т.Рыскулова

Факторный анализ конкурентоспособности компании, выпускающей гофротарную упаковку (на примере ТОО Kagazy Recycling)

В данной статье представлена методика комплексного факторного анализа конкурентоспособности компании, выпускающей гофротарную упаковку (на примере ТОО Kagazy Recycling).

По нашему мнению, категория «конкурентоспособность», описывающая состояние компании, зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют ее деятельность. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и система сбыта, и даже система управления организацией. Они определяют конкурентные преимущества компании, способствующие предприятию максимально удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности.

Как гласит известный афоризм бизнеса, «невозможно управлять тем, что нельзя измерить». Измерение конкурентоспособности компании - сложная многофакторная задача, которая является инструментом управления конкурентоспособностью. Для того чтобы полученный инструмент можно было использовать в практике хозяйственной деятельности, модель оценки конкурентоспособности компании, выпускающей гофротарную упаковку, должна удовлетворять следующим принципам:

  1. Принцип квалиметричности. Измерение и оценка конкурентоспособности компании заключается в выявлении наиболее значимых показателей конкурентоспособности и интегрирования их в один комплексный показатель, выраженный натуральным числом. Наиболее значимые показатели конкурентоспособности должны охватывать все стороны функционирования предприятия, таким образом, повышается объективность оценки.
  2. Принцип моделируемости управления. Метод измерения конкурентоспособности компании должен определять состояние конкурентоспособности организации на момент исследования, способствовать выявлению «узких мест», резервов, тенденций и закономерностей в изменении конкурентной позиции предприятия на рынке, обеспечивать возможность моделирования конкурентоспособности организации. В целом, методика оценки конкурентоспособности предприятия должна стать инструментом управления конкурентоспособностью организации.
  3. Принцип ориентации на потребителя. Метод измерения конкурентоспособности организации должен быть основан на оценке, в первую очередь, с точки зрения потребителя, т.к. именно потребитель является основным субъектом внешней среды, формирующий конкурентоспособность товара и влияющий этим на конкурентоспособность компании в целом.
  4. Принцип совершенствования, заключающийся в возможности постоянного совершенствования модели оценки в зависимости от изменений условий факторов внешней среды, в том числе потребительских предпочтений, и внутреннего функционирования предприятия. С этой целью в предлагаемую модель оценки вводятся весовые коэффициенты, рассчитанные методом анализа иерархий.

При учете принципов измерения конкурентоспособности организации, систему оценки конкурентоспособности компании предлагается представить в виде двух взаимосвязанных блоков: оценка конкурентоспособности товара и оценка конкурентного потенциала компании.

Конкурентоспособность компании оценивается в сравнении с другими предприятиями-конкурентами. Однако при наличии оценок конкурентоспособности предприятия за ряд интервалов времени также можно констатировать характер изменений и, таким образом, управлять конкурентоспособностью предприятия без измерения уровня конкурентоспособности предприятий-конкурентов (что важно, учитывая ограниченность достоверной и объективной информации о деятельности компаний, производящих гофротарную упаковку в Казахстане).

В основе оценки конкурентоспособности компании, выпускающей гофротарную упаковку, лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности, состоящий из двух взаимозависимых оценок (рисунок 1):

  • конкурентоспособности товара (гофротарная упаковка);
  • конкурентного потенциала организации.

Источник: составлено автором

Рисунок 1 - Состав модели оценки конкурентоспособности компании, выпускающей гофротарную упаковку

Интегральный показатель конкурентоспособности компании определяется по формуле:

где, Кт – комплексный показатель конкурентоспособности товара;

Кпо – комплексный показатель конкурентоспособности потенциала организации;

- коэффициенты значимости (ценности) факторов ().

Интегральный показатель конкурентоспособности компании может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе значение К к единице, тем выше конкурентоспособность исследуемого объекта.

В свою очередь показатели конкурентоспособности товара (Кт) и показатель конкурентного потенциала предприятия (Кпо) являются комплексными показателями, зависящими от факторов второго уровня: цена товара, качество товара, маркетинг, внутренние процессы, финансы, развитие. Каждый показатель второго уровня имеет свою ценность при преобразовании в показатель первого уровня, а показатели первого уровня по-разному значимы для показателя нулевого уровня - интегрального показателя конкурентоспособности организации.

Показатели конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала неравномерно влияют на уровень конкурентоспособности компании в целом, поэтому для получения интегральной оценки предлагается их «взвешивание» или количественное определение их приоритетности. В этих целях, необходимо обоснование коэффициентов значимости (ценности) факторов, которые предлагается рассчитывать с помощью метода анализа иерархий (далее МАИ), разработанного Т.Саати [1]. Преимущество МАИ перед другими методами определения весовых коэффициентов заключается в простоте и наглядности решения многокритериальных задач в сложной обстановке с иерархическими структурами, к которой относится модель оценка конкурентоспособности организации.

В задаче определения значимости факторов (формула 1) конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия учитывается стадия жизненного цикла, в котором находится предприятие на момент его оценки. На рисунке 2 представлена концептуальная модель изменения значимости факторов первого порядка на интегральный показатель конкурентоспособности предприятия.

Источник: [1.]

Рисунок 2 - Зависимость коэффициентов значимости от стадии жизненного цикла предприятия

Коэффициенты значимости показателей конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Коэффициенты значимости модели оценки конкурентоспособности

Стадия жизненного цикла

Коэффициент значимости показателя конкурентоспособности товара ()

Коэффициент значимости показателя конкурентного потенциала ()

Возникновение

0,1

0,9

Развитие

0,2

0,8

Бурный рост

0,4

0,6

Стабилизация

0,5

0,5

Стагнация

0,6

0,4

Спад

0,75

0,25

Реорганизация

В зависимости от характера реорганизации коэффициенты значимости принимаются в соответствии со стадиями возникновения или развития.

Банкротство, ликвидация

Не рекомендуется проводить оценку конкурентоспособности организации.

Источник: [составлено автором по Cаати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1989. - 316 с.]

Оценка конкурентоспособности товара - одна из наиболее значимых задач при оценке конкурентоспособности организации в целом. Конкурентоспособность организации - показатель, в первую очередь, характеризующий рыночную позицию компании, а любой рынок, рассматриваемый как рынок товаров, формируется и оценивается потребителями, для которых самым важным фактором является товар: его качество и цена. Таким образом, конкурентоспособность товара имеет значительную ценность при оценке конкурентоспособности организации, так как отражает способность организации производить и реализовывать товар, который обладает конкурентными преимуществами по сравнению с товарами-конкурентами.

Оценка конкурентоспособности товара заключается в расчете интегрального показателя конкурентоспособности товара, в основе которого интегрируются оценка качества товара и его цены.

Конкурентный потенциал предприятия представляет собой оценку деятельности предприятия с точки зрения наличия внутренних и внешних конкурентных преимуществ, позволяющих предприятию обеспечивать создание конкурентоспособных товаров, как в настоящее время, так и в долгосрочном плане. Конкурентный потенциал предприятия представляет собой взаимосвязь четырех сторон деятельности предприятия: маркетинг, финансы, внутренние процессы, развитие. Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия все показатели сформированы в четыре группы, которые имеют причинно-следственные связи между собой и всесторонне охватывают деятельность предприятия:

  • маркетинговые показатели, характеризующие рыночную позицию предприятия, в т.ч. учитывающие имидж предприятия на рынке.
  • финансовые показатели, отражающие эффективность деятельности предприятия с точки зрения отдачи на вложенный капитал. К данным показателям относятся показатели уровня продаж, рентабельности, деловой активности.
  • показатели внутренних процессов, характеризующие эффективность организации бизнесс-процессов предприятия: технологии, производство, качество.
  • показатели развития, характеризующие инновационные процессы в организации, систему управления персоналом, социальное развитие организации.

В заключение определяется интегральный показатель конкурентного потенциала компании.

Перейдем к расчету интегрального показателя конкурентоспособности ТОО Kagazy Recycling.

Описание деятельности компании. ТОО Kagazy Recycling является крупнейшим производителем бумаги, упаковочной продукции и гофрокартона в Центральной Азии, в составе промышленной группы «Казахстан Кагазы». Компания производит спектр гофроматериалов, гофрокартона и упаковочной продукции из переработанной макулатуры. Кроме того, Kagazy Recycling импортирует и режет офисную и полиграфическую бумагу, а так же предлагает широкий спектр другой импортируемой бумажной продукции. На бумажном производстве Компании в основном в качестве сырья используется переработанное волокно (т.е. макулатура, использованная гофрированная и бумажная тара). Макулатура собирается через сеть сборочных центров, созданных компанией во всех ключевых городах Казахстана, а также через агентов на юге России, в Узбекистане и Кыргызстане. Kagazy Recycling состоит из следующих предприятий:

  • бумажная фабрика (производство бумаги и картона для плоских слоев, бумага для гофрирования; бумажная санитарно-гигиеническая продукция; линия по резке белой бумаги (офсетной и офисной) и картона на листы);
  • завод по производству гофрированного картона и упаковки;
  • торговое подразделение (реализация широкого спектра бумажной и гофроупаковочной продукции Kagazy Recycling, а также другой бумажной продукции, импортируемой из России и Скандинавии на центрально-азиатские рынки).

Компания является безусловным лидером на казахстанском рынке по производству гофропродукции. Основные конкуренты – KAZUPAK и Экопак Азия.

В 2009 году компания значительно увеличила выпуск гофротарной продукции по сравнению с плановыми показателями, а также оптимизировала структуру издержек.

Так, в 2009 году себестоимость 1м2 гофропродукции составила 50,9 тенге при плане 59,7. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимают производственные издержки (76%), а также коммерческие затраты и расходы на финансирование – 9% и 8% соответственно(рисунок 3).

Источник: ТОО «Kagazy Recycling»

Рисунок 3 – Структура полной себестоимости производства гофропродукции за 2009г.

В структуре производственной себестоимости доминирует себестоимость сырья (бумага и картон), а также накладные расходы – 17% (рисунок 4).

Источник: ТОО «Kagazy Recycling»

Рисунок 4 – Структура производственной себестоимости производства гофропродукции за 2009г.

Общая доходность бизнеса (EBITDA) с начала года возросла с 58 174 до 114 49тыс.тенге (рисунок 5).

Источник: ТОО «Kagazy Recycling»

Рисунок 5 - EBITDA общая с начала года, тыс.тенге

Как описано ранее, расчет интегрального показателя К осуществляется по формуле (1):

В свою очередь товара (гофротарная упаковка) осуществляется согласно формуле (2):

а расчет показателя конкурентного потенциала в соответствии с (3):

Таблица 2 – Расчетная таблица интегрального показателя конкурентоспособности ТОО «Kagazy Recycling»

Показатель

2008

2009

Кu (цена)

0,8

0,8

Кк (качество)

0,8

0,9

Кт (конкурентоспособность товара)

0,8

0,85

Кпо1 (маркетинг)

0,5

0.6

Кпо2 (внутренние процессы)

0,4

0,5

Кпо3 (финансы)

0,6

0,7

Кпо4 (развитие)

0,7

0,8

Кпо (конкурентный потенциал)

0,55

0,65

l1 (коэффициент значимости показателя конкурентоспособности товара)

0,2

0,3

l2 (Коэффициент значимости показателя конкурентного потенциала)

0,8

0,7

К (интегральный показатель конкурентоспособности)

0,60

0,72

Источник: составлено автором

Балльная оценка (от 0 до 1) осуществлена методом экспертных оценок на основе анализа результатов деятельности компании. Метод был выбран ввиду того, что показатели (цена, качество, внутренние процессы) выражены частично в количественной, частично в качественной форме.

Таким образом, общий интегральный показатель конкурентоспособности ТОО «Kagazy Recycling», согласно предложенной модели, в период с 2008 по 2009гг. вырос на 17% за счет роста как показателей конкурентоспособности товара, так и за счет роста конкурентного потенциала компании.

Список использованной литературы:

  1. Cаати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1989. - 316 с