Каталог статей

Шалтаков М.С., Карашулакова А.

Политико-экономические аспекты управления экономикой Казахстана

На стадии планирования решается задача разработки среднесрочной программы социально-экономического развития и стратегии ее осуществления, как на макроэкономическом уровне, так и в отношении каждого сектора. На этой стадии основное внимание уделяется отбору и предварительной оценке предложений по осуществлению инвестиций. Для этого отраслевые министерства должны подготовить предложения по инвестициям на ближайшие несколько лет, которые должны содержать описание и оценку предлагаемых проектов на основе общепринятой методологии финансово-экономической оценки проектов.

На стадии программирования основная задача - преобразование целей, установленных в плане, в государственные программы деятельности. Консолидация предложений по инвестициям в программу государственных инвестиций /ПГИ/ должна быть основана на тех же принципах конкуренции отбора, которые предлагаются для бюджетного процесса.

Решения о выделении средств должны приниматься с учетом таких факторов, как:

  • макроэкономическая ситуация, в которой будет выполняться бюджет;
  • конкретные аспекты предложений по инвестициям, в том числе экономические аспекты.

И, наконец, следует знать, что если осуществление инвестиционных проектов /анализ консультации и закупки/ являются обязанностью бюджетных учреждений, - необходимо принять дополнительные меры предосторожности, чтобы избежать проблем, которые часто ставят под угрозу инвестиционные проекты, особенно перерасхода средств.

Казахстану необходимо, прежде всего создать надлежащую институциональную систему управления государственными инвестициями и обеспечить организационное и эффективное выполнение названных выше функций /планирование, программирование, подготовка и его исполнение.

Самостоятельность в управлении социально-экономическим развитием республики обуславливает необходимость политической предпосылки. Со второй половины 80-х годов общественно-политическая ситуация как в бывшем Союзе, так и в Республике стала характеризоваться противоречивыми тенденциями, ускорением политизации общества, появились признаки политической дестабилизации. Этому способствовал кризис всей социально-экономической системы страны. Казахстан, будучи тесно интегрированным с общесоюзным народно-хозяйственным комплексом, испытал все негативные воздействия этого союза.

Игнорирование центром интересов республики и ее регионов, имевшее место в политике общественного и территориального разделения труда, создавало условия для обострения противоречий между ведомственными и местными интересами, хищнического использования природных ресурсов, ухудшения экономической обстановки. Главное состояло во внутреннем кризисе системы. Это, прежде всего, неадекватность экономики современным требованиям. Красноречивой иллюстрацией экономического состояния перед окончательным крахом советской системы стали огромные очереди, господство талонно-карточной системы, обесцененные деньги. Вплоть до конца 1993 года мы не имели самостоятельной политики. Кроме того, опыт абсолютного большинства стран неопровержимо доказал, что из всех форм хозяйствования наиболее эффективной является рыночная экономика. Она создает благополучную мотивацию труда, обеспечивает экономическую свободу товаропроизводителям, устраняет монополизм производителей, подчиняет производство запросам потребителей.

Для осуществления глубоких преобразований в республике необходимы определенные предпосылки. В этом плане поворотным моментом в истории нашего государства является принятие 25 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Казахстана и 28 января 1993 года на десятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва Конституции (Основного Закона) Республики Казахстан. Особое место в социально-экономическом развитии занимает ныне действующая Конституция Республики Казахстан, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, и конституционный Закон « О государственной независимости Республики Казахстан» (16 декабря 1991 года).

Эти документы для дальнейшего развития управления политико-экономическими процессами в республике имеют непреходящее значение. В них зафиксированы основы экономического суверенитета, определяющие содержание управления экономикой на этапе формирования рыночных отношений. Это представляет собой экономическую предпосылку самостоятельности республики в управлении всеми сферами жизнедеятельности. В частности, изложено фундаментальное положение о том, что экономической основой суверенитета Казахстана является его исключительная собственность на землю, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, культурные и исторические ценности, материальные и финансовые ресурсы, объекты производственного и непроизводственного назначения. Казахстан является субъектом государственного регулирования экономики. Для государственного регулирования, как функции управления, особое значение имеет право на образование своей финансово-кредитной системы, самостоятельное формирование государственного бюджета, организацию налоговой и таможенной системы.

Конституция Республики Казахстан содержит методологические принципы организации управления экономикой.

Во-первых, экономика Республики Казахстан основывается на различных формах собственности. Государство обеспечивает равенство перед законом всех субъектов собственности.

Во-вторых, частная собственность неприкосновенна.

В-третьих, государство гарантирует свободу частной предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.

В–четвертых, монополистическая и всякая другая деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается.

В–пятых, административно-территориальные единицы самостоятельны в управлении местными делами.

Эти принципы составляют основу современной системы управления экономикой Казахстана и должны обеспечить оптимальное вхождение народного хозяйства республики в социально ориентированную рыночную экономику. Они имеют не только политико-экономический смысл, но и имеют прямое отношение к организованному началу менеджмента в Казахстане. Роль организованного фактора в управлении всегда высоко оценивалась предпринимательскими кругами. Общеизвестна формула американского миллиардера Карнеги: «Отнимите все наши фабрики, заводы, средства сообщения и деньги, оставьте только нашу организацию и в четыре года все восстановится». Плохо организованную компанию не спасут никакие рыночные механизмы.