Каталог статей

Киренкина Э.С.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

К вопросу об определении понятия «семейное предприятие»

В условиях развития рыночной экономики активизируется деятельность предпринимательства, среди которого особой организационно-правовой и экономической формой хозяйствования является семейное предприятие.

В 1989 году Хадлер сказал: «Дать определение понятию семейное предприятие – первая и одна из самых главных проблем, стоящих перед семейным бизнесом» [1, c. 258]. Прошло более 20 лет, при этом проблема до сих пор не решена.

Отсутствие единого подхода к детерминации «семейного предприятия» затрудняет его исследование, в связи с чем существует необходимость в разработке методических подходов по выделению семейных предприятий среди несемейных.

«Семейные предприятия составляют, по меньшей мере, 70 % всех компаний в мире, а на Востоке эта цифра приближается к 90 %»,- утверждает Кросби А. [2, c. 27]. При этом данные исследований ведущих ученых в сфере семейного бизнеса, представленные нами в виде сводной таблицы, свидетельствуют о другом (см.табл. 1).

Таблица 1

Показатели деятельности сектора семейного предпринимательства по странам

Страна

Источник информации и год

Опреде-ление СБ

Качес-тво данных

% СБ

ВВП

Работ-ников в СБ

Аргентина

Перкинс, 2002 [3]

Широкое

У

65

Бразилия

Bernhoeft Consulting Gr., 2002 [3]

Среднее

У

90

65

Чили

Мартинез, 1995 [4]

Широкое

У

75

70

Канада

Делоит и Таше, 1999 [5]

Широкое

У

45

Канада

PWC, 2008 [6]

45

50

США

Шанкер, Астрахан, 1996 [7]

Широкое

НРП

96

40

60

Австрия

ECEaIDE, 2009 [8]

80

До 75

Бельгия

Крийнс, 2001 [3]

Узкое

НРП

70

55

Венгрия

ECEaIDE, 2009 [28]

70

50

Великобри-тания

Поуртзиурис, 1996 [3]

Среднее

НРП

70

От 50

Германия

Клейн, 2000 [9]

Среднее

РП

60

55

58

Германия

Клейн, 2002 [3]

Среднее

РП

84

Дания

Соренсон [3]

У

45

Исландия

Национальный экономический институт, 2001 [3]

Широкое

У

47

Испания

Гало, Каппуйнс, Эстапе, 1995 [10]

Узкое

НРП

75

65

Италия

Гнан, Монтемерио, 2002 [3]

Узкое

РП

85

От 82

Кипр

Поуртзиурис, 2001 [3]

Широкое

НРП

80

Литва

Диер, 2005 [11]

38

15

Голландия

Флорен, 1998 [12]

Узкое

НРП

74

54

43

Финляндия

Вячеслав и Лихтенен [3]

Узкое

РП

80

40-45

Франция

ASMEP / GEEF [3]

Широкое

НРП

60

60

45

Франция

ECEaIDE, 2009 [8]

83

Польша

Нидебала, 2002 [3]

Широкое

У

50-80

35

Португалия

Реойо, 1997 [3]

Широкое

НРП

70

60

Хорватия

ECEaIDE, 2009 [8]

77

50

Чехия

ECEaIDE, 2009 [8]

80-95

Швеция

Эмилинг, 2000 [3]

Узкое

РП

79

Эстония

ECEaIDE, 2009 [8]

90

50

Австралия

Смирниос, Романо, Таневски, 1997 [3]

Узкое

РП

50

50

Индия

Национал.статис-тика, 2001 [3]

Широкое

У

65

75

Индонезия

Фаустин, 2001 [3]

Широкое

РП

82

Примечание: ECEaIDE - European Comission Enterprise and Industry Directorate-General, 2009 У – узкое, РП – репрезентативное, НРП – нерепрезентативное, СБ – семейный бизнес.

Данные таблицы 1 служат подтверждением того, что даже в одном государстве могут существовать разные походы к определению семейного предприятия. Это приводит к существенной разнице между данными, полученными при исследовании семейного бизнеса в пределах одной страны.

Проанализировав зарубежную литературу, видно, что существует три подхода к детерминации понятия «семейное предприятие»: в зависимости от цели, формы и содержания. Астрахан Д. утверждает, что «большинство определений сфокусированы на содержании (например, Хадлер 1989, Трент 1999…). Более ранние определения касаются собственности… (Лансберг 1988), преемственности (Вард 1987). Более новые определения сосредоточены на семейной бизнес-культуре (… Лиц 1995). Определение семейного предприятия может также решать исследовательскую задачу (например, Дин 1992) или в своей сущности содержать отличие от несемейных предприятий (Клейн, 2000). Кроме того, определение может быть дано для достижения структурных задач … (Дэйли и Томпсон, 1994), … разъясняющих задач … (Вард 1994)…» [13, c. 167].

Определение семейного бизнеса в Украине также имеет ряд трактовок.

  1. Модель управления предприятием, построенная на родственных отношениях. Наиболее распространена в средних и мелких компаниях легкой и пищевой промышленности, а также в сфере услуг.
  2. Бизнес, находящийся во владении людей, связанных родственными узами. Как правило, передается по наследству [14, c. 33].
  3. Компания, созданная членами одной семьи и планируемая к передаче по наследству следующему поколению [15. с. 22].
  4. Предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи [16].

На наш взгляд, семейный бизнес может быть детерминирован как, бизнес, находящийся во владении и управляемый представителями одной семьи, планируемый к передаче по наследству следующему поколению. Понятие «семейный бизнес» целесообразно использовать как синоним «семейное дело», а также для обозначения совокупности семейных предприятий в определенной сфере или в целом по стране. В то же время семейное предпринимательство – это динамичный, активный элемент бизнеса, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемый на свой риск и под свою имущественную ответственность объединениями граждан, хотя бы двое из которых – члены одной семьи, по производству продукции и оказанию услуг с целью получения прибыли. Семейное предприятие – это предприятие, находящееся во владении и управляемое представителями одной семьи, планируемое к передаче по наследству следующему поколению.

В 2006 году Астрахан Д., Смирниос К.И., Кляйн С.Б. разработали шкалу влияния семьи на бизнес F-PEC как способ решения проблемы определения «семейного предприятия». Согласно их мнению, определение семейного предприятия должно рассматриваться как континуум, включающий в себя от высшего до низшего уровни вовлечения семьи. Шкала подразделяется на три подшкалы по следующим направлениям: сила (P), опыт (E), культура (C) (см. рис.1).

Рис. 1. Шкала F-PEC [13, c. 174]

На базе данной шкалы ее разработчики составили анкету, по которой можно оценить, какова роль семьи в бизнесе. Шкала F-PEC затрагивает преимущественно сферу среднего и крупного бизнеса, представленного в виде акционерных обществ.

Семейным предприятиям в Украине не более 20-ти лет, то есть они достаточно молоды. Большая часть из них представлена в секторе малого бизнеса. Поэтому на данном этапе развития семейного бизнеса в Украине шкала F-PEC может быть применена только для узкого круга исключительно акционерных компаний, что свидетельствует о невозможности использовать данную шкалу для решения проблемы детерминации «семейного предприятия» в Украине.

Таким образом, чтобы создать базу для достоверных исследований семейного бизнеса в Украине, следует разработать дифференцированную методику отнесения предприятий к семейным в зависимости от размера предприятий.

Литература:

  1. Hadler W.C. Methodological issues in considerations in studying family businesses / W.C. Hadler // Family Business Review. – 1989. - № 2. – P. 257-276.
  2. Кросби А. Наследование бизнеса. Кто продолжит ваше дело? / Алан Кросби. – СПб: Питер, 2004. – 204 с.
  3. Cappuyns K. Family Businesses Dominate / K. Cappuyns, J.H. Astrachan, S.B. Klein. – Режим доступа: ">[сылка более недоступна}
  4. Poza E.J. Global Competition and the family-owned business in Latin America / E.J. Poza // Family Business Review. – 1995. - № 8(4). – P. 301-311.
  5. Deloitte. Are Canadian Family Businesses an Endangered Species? / Deloitte, Touche – Режим доступа: [сылка более недоступна} %201999.pdf.
  6. Making a Differenece: a US Perspective. The Pricewaterhouse Family Business Survey 2007/08 [Электронный ресурс] / Pricewaterhouse Coopers. – 41 p. - Режим доступа: ">[сылка более недоступна}
  7. Shanker M.C. Myths and realities: Family businesses’ contribution to the US economy – a framework for assessing family business statistics / M.C. Shanker, Astrachan J.H. // Family Business Review. – 1969. № 2. – P. 107-119.
  8. Mandl. I. Overview of Family Business Relevant Issues, 2008 / I. Mandl // European Commission, Enterprise and Industry Directorate-General. – Режим доступа: [сылка более недоступна} familybusiness_study_en.pdf
  9. Klein S.B. Family Businesses in Germany: Significance and Structure / Family Business Review. – 2000. -№ 8 (3). - P. 157 – 181.
  10. Gallo M.A. Family Business in Spain: Tracks followed and outcomes reached by those among the largest thousand / M.A. Gallo, K. Cappuyns, M.J. Estape // Family Business Review. – 1995. - № 8 (4). – P. 245-254.
  11. Dyer G. Entrepreneurship and Family Business in a Hostile Environment: The Case of Lithuania / W.G. Dyer, S. Panicheva Mortensen // Family Business Review. – 2005. - № 18. – P. 247–258.
  12. Floren R.H. The Significance of Family Business in the Netherlands / Family Business Review. – 1998. № 11(2). - 1998. – P. 121- 134.
  13. Panikkos Z.P. Handbook of research on family business / Z.P. Panikkos, K.X. Smyrnios, S.B. Klein. – Cheltenham: Edward Edgar Publishing Ltd, 2006. – 195 p.
  14. Лич П. Семейный бизнес: Опыт успешного ведения бизнеса, управляемого семьей; [пер. с англ.] / П. Лич, Т. Богод. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 256 с.
  15. Бурда В. Б. Семью в работу или Как создать успешный семейный бизнес / В. Б. Бурда // Управление компанией. – 2009. - № 4. С. 20 - 27.
  16. Закон України «Про власність» № 697-XII вiд 07.02.1991 р. / Верховна Рада УРСР // Відомості Верховної Ради УРСР. – 1991. - № 20. – С.