Каталог статей

Кипаренко А.Е.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Методы усовершенствования контроля качества аудиторских услуг

В украинской практике качество аудиторских услуг прямо не определено регуляторными актами. Поэтому его формирует заказчик аудиторских услуг. Несоответствие ожиданий клиентов с реальными аудиторскими заключениями влечет за собой многочисленные жалобы на аудиторов и неудовлетворенность качеством аудита в целом. В связи с этим актуальным является определение оптимальной системы контроля качества аудиторских услуг, которая позволит вернуть доверие к профессии аудитора и вывести её на международный уровень.

Качество аудиторских услуг – категория, которая изменяется в зависимости от уровня общественной и хозяйственной практики страны. Поэтому подход к качеству аудита через профессиональные организации будет наиболее правильным. В этом случае критерии качества признаются членами организации и служат определенными преимуществами при конкуренции на рынке профессиональных услуг. Международная федерация бухгалтеров через принятые стандарты аудита, прежде всего Международный стандарт аудита (МСА) 220 «Контроль качества аудиторский работы», для аудиторской фирмы указывает на такие составные качества аудиторских услуг:

  1. этические: независимость, честность, объективность, компетентность, профессионализм, конфиденциальность;
  2. организационные: политика назначения исполнителей, политика приема на работу, политика делегирования полномочий, организация служебного роста аудиторов, политика внутреннего контроля качества;
  3. методические: политика выбора и удержания заказчика (клиента), политика консультирования сотрудников, повышение квалификации сотрудников, планирование работы, ведение рабочих документов, соблюдение стандартов аудита и Кодекса профессиональной этики. [1]

Учитывая требования стандарта, можно сформулировать следующее определение качества аудиторских услуг: качество аудиторских услуг – это системное соблюдение реальной профессиональной независимости, требований действующего законодательства и стандартов аудита, соблюдение Кодекса профессиональной этики и профессиональная деятельность в сфере аудита.

Как известно, качество аудиторских услуг воспринимается в обществе как максимальное соответствие их результатов реальному состоянию дел.

Результат аудиторских услуг выражается в семантике текста заключения, отчёта или консультации, по которой пользователь получает определенный уровень уверенности. Особенности украинских заказчиков аудиторских услуг состоят в том, что они заранее представляют себе тот результат, который бы им понравился. В противном случае возникают жалобы на качество отечественного аудита. [2]

Для избежания подобных ситуаций следует принимать во внимание МСА 220 (п.4), в котором рекомендуется аудиторской фирме «…ввести политику и процедуры контроля качества, которые обеспечивают проведение всех аудиторских проверок согласно МСА или согласно национальным стандартам или наоборот». Однако «…политика и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, будут разными, как и объем их документации». [1] Руководству необходимо ознакомить весь персонал аудиторской фирмы с общей политикой и процедурами контроля качества. Это поможет обеспечить уверенность в том, что политика и соответствующие мероприятия применяются на практике. МСА 220 указывает на применение таких процедур, которые являются уместными для каждой конкретной аудиторский проверки в контексте общей проверки фирмы.

С точки зрения потенциальной сложности и возможной конфликтности с аудиторами последним следует принимать во внимание как политические риски относительно заказчика, так и потенциальность конфликтов внутри систем управления в крупных фирмах. В такой ситуации Аудиторская палата Украины вынуждена была принять ряд документов, которые стали, с одной стороны, основой систем внешнего контроля качества аудиторских услуг, а с другой – рекомендациями по контролю качества на аудиторских фирмах.

В Концептуальной основе контроля аудиторской деятельности в Украине определено, что характерной особенностью профессии независимого аудитора является ответственность перед общественностью. [2] Профессия независимого аудитора в течение многих лет предоставления услуг своим клиентам, работодателям и обществу в целом приобрела положительную репутацию благодаря своей честности, объективности и компетентности. Поэтому основой определения качества аудиторских услуг является доверие общественности.

В интересах профессии аудитора и самого общества внедрение и популяризация аудиторами саморегулируемой деятельности. Этому может помочь чёткий порядок внешней проверки качества аудиторских услуг, который обязан установить перечень и последовательность процедур внешней проверки качества аудиторских услуг, которые предоставляются на территории Украины. Данный порядок должен чётко давать ответы на такие вопросы: кто имеет право проверять субъект аудита, какие документы необходимо предоставить проверяющему, по каким критериям и каким образом осуществляется проверка.

Обязанность соблюдать профессиональные требования является делом каждого профессионального аудитора. Поэтому аудиторам и аудиторским фирмам следует как можно быстрее пройти проверки качества аудиторских услуг, чтобы убедиться в своей конкурентоспособности и соответствии мировым требованиям.

Таким образом, система контроля качества аудиторских услуг должна основываться на рекомендациях международных стандартов и учитывать особенности украинского общества. Этому будет способствовать создание эффективной внешней системы проверки качества и разработка аудиторской фирмой индивидуальной политики контроля качества аудиторских услуг.

Литература:

  1. Международный стандарт аудита (МСА) 220 “Контроль качества аудиторской работы” (ISA “220 Quality Control for Audit Work”), принятый Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) в редакции 1999г.
  2. Редько А. Качество аудиторских услуг: философия и мифология// Бухгалтерский учёт и аудит. – 2009. - №1. – с. 46-54.