Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Кошимова М.А.
Особенности развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Республики Казахстан в период экономического кризисаРазвитие транспортно-коммуникационного комплекса, способного в полном объеме удовлетворять потребности производства и населения Республики Казахстан в услугах транспорта и связи является стратегическим приоритетом национальной экономики. Как было отмечено в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, «эффективное экономическое развитие невозможно без адекватного качества информационной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры» и «соответствие этих элементов инфраструктуры мировому уровню само по себе является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в современном мире»[1]. Динамику развития основных показателей транспортно-коммуникацион-ного комплекса в Казахстане демонстрируют данные таблицы 1. Таблица 1 Анализ показателей развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Республики Казахстан в 2007-2009 гг
Составлено автором По данным таблицы 1 наблюдается замедление темпов роста показателей развития транспорта и связи в республике: численность предприятий увеличилась лишь на 101,4%, также, как и объем перевозок грузов. В 2008 году расходы республиканского бюджета по функциональной группе «Транспорт и коммуникации» составили 235,9 млрд. тенге, превысив уровень предыдущего года в 1,7 раза, а в 2009 рост бюджетного финансирования составил только 102,5%. Безусловно, в этом аспекте сказались последствия мирового экономического кризиса. Обратим внимание также на имеющиеся в транспортно-коммуникационной инфраструктуре Казахстана проблемы.
В настоящее время вопросы развития транспортно-коммуникационного комплекса в стране отражены в таких программных документах, как Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование 26 млрд.долл. в создание инфраструктуры в течение ближайших 10 лет [2]; Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы; Стратегический план развития до 2020 года. Согласно вышеназванным программным документам, транспортно-коммуникационная инфраструктура в Республике Казахстан должна получить государственную поддержку и развиваться в следующих важнейших направлениях. Целевые индикаторы развития транспортного комплекса предусматривают к 2015 году: рост валовой добавленной стоимости по транспорту на 63 %.; реконструкцию около 7 тыс. км и ремонт 10 тыс. км автодорог республиканского значения и 12 тыс. км дорог местного значения; строительство 453 км железных дорог; повышение скорости грузового сообщения на 15-20 %, а по основным международным транспортным коридорам - на 20-30 %; проведение реконструкции (строительства) взлетно-посадочных полос, пассажирских и грузовых терминалов в 14 аэропортах республики [3]. В рамках развития телекоммуникационной инфраструктуры будет обеспечен полный охват домохозяйств Республики Казахстан услугами телефонной связи и широкополосного доступа к сети Интернет; уровень цифровизации местной телефонной связи достигнет к 2015 году 100 %; будет завершен перевод сети телекоммуникаций на технологии NGN, мощностью 1 млн. абонентов, что позволит перейти к предоставлению конвергентных услуг, ориентированных на пользователя и являющихся следующим шагом на пути развития современных телекоммуникаций. Предложения по совершенствованию механизма функционирования транспортно-коммуникационной составляющей в Республике Казахстан состоят в следующем.
Литература
|