Каталог статей

К.э.н. Закалинская Е.А., Криницкая И.В., Кирпичникова О.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговки имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Управление запасами предприятий сферы услуг

Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. Задача управления запасами возникает, когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени

Специфика данной проблемы на предприятиях объясняется слабой механизацией и автоматизацией складских процессов. Иными словами, эффективность операций с запасами в основном зависит от их правильной организации. Условием реализации такой стратегий является тесное сотрудничество с поставщиками. В сфере услуг, с одной стороны, задача облегчается за счёт возможности личного контакта. С другой стороны, продавцы имеют дело с большим количеством потребителей, поэтому существует вероятность отказа в поставке [1, с. 144].

Целью статьи является постановка и решение проблемы управления запасами на предприятиях сферы услуг и выборе разных конкурентных стратегий. Для достижения цели следует решить задачи:

  • описать наиболее популярную для сферы услуг систему управления запасами;
  • рассмотреть особенности варьирования запасами в зависимости от конкурентной позиции предприятия;
  • определить возможность оптимизации запасов на предприятии.

Возможности для создания малых предприятий предполагают образование рыночных ниш. Такое положение, в первую очередь, касается предприятий сферы услуг. Однако нельзя обойти вниманием и факторы, сдерживающие рост объёма реализации услуг. С одной стороны, увеличение цен на услуги уменьшает величину спроса на них, с другой – низкая производительность труда не всегда позволяет удовлетворить даже имеющийся спрос [2, с. 3-10].

Стабилизации процесса производства услуг во многом способствует правильное маневрирование запасами. Проблема регулирования запасов в сервисе явно отличается от адекватной постановки в материальном производстве: с одной стороны, ее объем сужается, поскольку отсутствуют запасы готовой продукции, полуфабрикатов и незавершенного производства, с другой – разноплановость, как видов, так и самих услуг вызывает сложность при управлении. Кроме того, частота потребления большинства материалов в сфере услуг нестабильна. Поэтому здесь уместен XYZ-анализ, где материалы распределяются по степени прогнозируемости их расхода [3, с.149]. XYZ-распределение резонно рассмотреть на примере туристического предприятия. Класс Х составляют материалы, обеспечивающие питание в стационарных условиях и содержание помещений. К классу Y следует отнести материалы, потребность в которых обусловлена экскурсионным обслуживанием. Материалы класса Z обычно связаны с новыми (нетрадиционными) услугами.

При управлении запасами ставятся следующие основные вопросы: каков должен быть размер заказа и когда пополнять заказ. Соответственно, базовыми системами управления запасами традиционно признаны:

  • с фиксированным размером заказа;
  • с фиксированным интервалом времени между заказами

Систему с фиксированной периодичностью заказа можно применить и в такой отрасли сферы услуг, как торговля, например, в супермаркетах, продающих недорогие товары широкого ассортимента. В магазинах, где имеются дорогие товары нерегулярного спроса (мебель, бытовая техника), целесообразно фиксировать размер заказа [4, с. 29]. В некоторых случаях рациональным оказывается применение обеих систем. Примером использования двух систем управления запасами может служить туристическое предприятие.

Таким образом, решение обобщённой задачи управления запасами определяется следующим образом:

  1. В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные интервалы времени.
  2. В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.

Выбор системы управления запасами зависит также и от того, какую конкурентную позицию выбрало предприятие. Например, предприятия, оказывающие услуги элитарным клиентам, часто предпочитают систему с фиксированным заказом. Дело в том, что возможность дефицита материалов не исключена и при ней. Реальная угроза возникает в случае длительного времени доставки и интенсивного незапланированного потребления в данный период.

При системе же с фиксированной периодичностью заказа опасность исчерпания запасов наступает в случае потребления на всем протяжении срока между заказами. Поэтому система с фиксированным размером заказа лучше обеспечивает готовность предприятия к оказанию услуги в любой момент времени. Тем самым повышается имидж предприятий [5, с. 72].

В любой задаче управления запасами решается вопросы выбора размеров и сроков размещения заказов на запасаемую продукцию. К сожалению, общее решение этой задачи нельзя получить на основе одной модели. Поэтому разработаны самые разнообразные модели, описывающие различные частные случаи. Одним из решающих факторов при разработке модели управления запасами является характер спроса.

Выводы:

  1. В основу исследований предприятий сферы услуг должен быть положен индуктивный подход, учитывающий особенности отрасли.
  2. Выбор системы управления запасами на предприятии сервиса зависит не только от специфики услуги, т. е. от используемых ресурсов и технологий, но и от формы обслуживания.
  3. Структура и процесс потребления запасов в значительной степени определяются конкурентной позицией предприятия.

Литература:

  1. Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 160 с.
  2. Скоробогатова Т.Н. Управление запасами малих предприятий и предприятий сферы услуг [Текст] // [Вестник Киевского института бизнеса и технологий №1, 2005. – 3 -10 с.
  3. Рыжиков Ю. И. Теория управления запасами: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  4. Модели и методы теории логистики. Под ред. директора техн. наук, проф. Лукинского B.C. – СПб.: Питер, 2003. – 625 с.
  5. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие. – М.: Дело, 2000. – 488 с.