| Доценко А.А., Белякова
О.В.
Донецкий национальный
университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
 Каналы и средства рекламы туристских услугСущность рекламы в сфере туризма состоит в формировании у клиента
турфирмы адекватного представления о количестве качестве туристических услуг,
предоставляемых данной фирмой.
 Помимо конкретной цели - заключения договора об оказании туристических
услуг - реклама любого турагентства направлена и на повышение "имиджа"
туристической фирмы, т.е. создание устойчивого положительного мнения клиента об
образе, реноме, авторитете фирмы предоставляемых ею туристических услугах.
 "Имидж" турфирмы создается и укрепляется в системе
"Пабликрилейшнз". В качестве последнего применительно к туризму
понимается установление двустороннего общения для выявления общих представлений
или общих интересов турагентства и клиента и достижение ими взаимопонимания,
основанного на правде, знании и полной информированности в отношении комплекса
предоставляемых турагентством туристических услуг.
 Реализовать требования "пабликрилейшнз" можно только путем
выбора оптимального (наиболее эффективного) канала (средства) рекламы и соблюдения
правил оформления рекламных текстов.
 Перечислим оптимальные каналы и средства рекламы в области туризма, а
также дадим им краткую характеристику.
  Электронные средства массовой информации (в первую очередь - телевидение),
безусловно, является одним из наиболее эффективных каналов рекламы
туристических услуг и собственно турагентств. Преимуществами рекламы в
электронных СМИ выступают наглядность изображения, сила живого слова,
специфические условия восприятия (в спокойной домашней обстановке), возможность
выбора программ при оценке качества телепередачи (рекламного ролика и т.п.).
Главный недостаток телерекламы - высокая стоимостью. 
 Реклама туристических фирм и отдельных видов туристических услуг в
региональных средствах массовой информации (прежде всего в местной печати и на
телевидении) более эффективна, чем в центральной прессе - это объясняется нашей
отечественной "спецификой", когда граждане более охотно и внимательно
читают местную региональную газету. Кроме того, в погоней за коммерческим
эффектом и прибылями центральные издания уже давно переборщили и прочесть
"нужное" рекламное сообщение (написанное, точнее напечатанное крайне
мелким текстом среди множества аналогичных реклам) становится практически
невозможным.
 Все более выгодным становится в последнее время реклама туруслуг на
так называемом "авторадио", которое пользуется все возрастающей популярностью
среди автолюбителей, количество последних, в свою очередь, постоянно растет и
среди них (между прочим) увеличивается и количество любителей авто - и других
видов туризма.
 Прямая почтовая рассылка рекламы турагентств по системе "директмейл"
имеет смысл только в том случае, если в качестве адресатов выбраны постоянные и
платежеспособные клиенты данной туристической фирмы.
 Наружная реклама туристических услуг предполагает применение наружных
плакатов и афиш, щитов, панно, транспарантов, рекламы на транспорте и на стенах
зданий, световой рекламы. К преимуществам наружной рекламы относят массовый
характер аудитории (потенциальных клиентов туруслуг) и быстроту восприятия
рекламной информации. Недостатками здесь выступают низкая избирательность и невозможность
частой смены наружной рекламы.
 Определенный эффект приносит маркетинг-реклама в исполнении турагентов,
а также малые формы рекламы (авторучки, папки, брели, планшеты, разные упаковки
и т.п. с изображением реквизитов турфирмы и предоставляемых ею услуг). Так же
как и в случае с прямой почтовой рассылкой, использование данных каналов
рекламы туристических услуг более выгодно при общении с постоянными и
платежеспособными клиентами.
 Эффективность косвенной рекламы турагентств и туристических фирм в
отдельных телепередачах, газетных статьях, шоу-программах и т.п. объясняется
низкими затратами (либо их полным отсутствием) на рекламу при сочетании с
преимуществами теле - и др. рекламы. 
 Необходимо подчеркнуть, что рекламный текст является основным носителем
информации о турфирме и ее услугах (при этом следует учитывать, что иллюстрация
к тексту имеет задачу привлечь внимание клиента к рекламному сообщению).
 Высококвалифицированная подготовка рекламного текста включает исполнение
ряда формализованных правил (требований):
 
 моделирование деятельности адресата рекламы;
 проблема заголовка, краткий, нестандартный и (по возможности) остроумный
рекламный заголовок, сразу привлекающий внимание клиента, является одним из
основных - камней в фундаменте здания под названием "рекламный
текст";
 строгое соблюдение правил синтаксиса. Надо обязательно учитывать, что
есть слова-помощники и слова-враги, что краткость - сестра таланта, что длинная
фраза порождает путаницу. Порог восприятия зрительного рекламного текста - в
пределах 3-5 предложений, не более 16 слов в одном предложении;
 внимание - связям. Необходимо максимально логично и обоснованно
связывать отдельные части, абзацы, пункты рекламного текста в единое целое. В
противном случае получается эффект антирекламы и снижается восприятие
рекламного текста;
 учет психологии восприятия рекламной информации отдельными категориями
клиентов (по половозрастным признакам, темпераменту, национальным,
географическим, религиозным особенностям и др.).
 Литература:
  Дурович А.П.,
Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/Под общей ред. З.М.
Горбылёвой. – Мн.: «Экономпресс», - 1998 – 400с. – с.329.
[сылка более недоступна}
 |