Каталог статей

Малыгон Ю.А., Научный руководитель: Логвина Ю.М.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Методы принятия управленческих решений

Проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. Подготовка и принятие решений в процессе управления представляет собой набор процедур, объединяемых в отдельные этапы. При всем разнообразии таких процедур этапы выработки и принятия решений довольно типичны. Для достижения успеха чрезвычайно важно не только принять разумное, целесообразное, обоснованное, эффективное решение, но и принять меры для обеспечения его практической реализации. Поэтому сегодня одной из актуальнейших проблем в менеджменте является поиск методов принятия наиболее оптимальных управленческих решений [1, c. 6].

Цель статьи – раскрыть сущность методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия; сделать анализ особенностей, условий и ограничений применения существующих методов.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • выбор и формулирование оптимального решения;
  • методы разработки и принятия управленческих решений;
  • принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Для удобства изучения и использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки принятия управленческих решений. Безусловно, некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений, поэтому они включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого применения в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения. На этапе диагностики проблемы используются методы ситуационного анализа и методы моделирования.

Методы ситуационного анализа состоят из таких как: кейс-метод, который заключается в пошаговом разборе ситуаций и применяется для анализа управленческих ситуаций; «мозговая атака» - анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки выработки коллективной точки зрения, применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее развитие. Характеризуется предъявлением высоких требований к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов. Факторный анализ – получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа.

Методы моделирования включают в себя: модели теории игр, сущность которых заключается в оценке воздействия принимаемого решения на конкурентов. Применяются для определения наиболее важных факторов в ситуации принятия решений в условиях конкуренции. Модель теории массового обслуживания состоит в определении оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Используется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек. Экономический анализ заключается в оценке финансово-экономического состояния предприятия. Используется при наличии бухгалтерской отчетности. Типичная экономическая модель основана на определении точки безубыточности [2, c. 14].

На этапе определения альтернатив применяют следующие методы: метод «мозговой атаки», который заключается в выявлении и сопоставлении индивидуальных суждений. Предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора наилучшего из них. Методы ассоциаций и аналогий, цель которых - выявление новых идей. Применяются для генерации альтернатив решений в условиях поиска модификаций известных систем. Морфологический анализ – это получение новых решений путем составления комбинаций элементов морфологической модели.

Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив содержат в себе такие как: методы многокритериальной оценки, которые заключаются в оценке и сравнении альтернатив по нескольким критериям, и применяются в условиях необходимости учета нескольких параметров при оценке альтернативы. Методы экспертной оценки – это методы, основанные на построении экспертом рациональной процедуры интуитивно—логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов. Используются для проблем, которые не всегда могут быть оценены в количественном измерении, а также для решения проблем социально-экономического характера. Экспертные методы состоят в прогнозировании на основании обобщения мнений экспертов о развитии объекта. Имеют место при прогнозировании.

Методы, применяемые на этапе выбора, реализации и оценки результата это функционально-стоимостный анализ. Его основа – это выявление зон дисбаланса между функциями объекта и затратами на них. Применяется для выбора решений и оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству. Метод цепных подстановок – это последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию в условиях, когда проблема имеет строго выраженный функциональный характер. Позволяет выявить, за счет каких факторов произошли отклонения фактических величин от плановых. Причинно-следственный анализ заключается в определении иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действе, устраняющее проблему.

При проведении всех вышеперечисленных методов следует соблюдать следующие четыре правила:

  1. Воздерживаться от преждевременных суждений — исключить преждевременную критику какой-либо идеи.
  2. Быть раскованными.
  3. Стараться увеличить количество идей.
  4. Комбинировать и совершенствовать идеи, высказанные другими («перекрестное опыление»)[3].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.

Литература:

  1. Райзберг Б. Общая схема выработки и принятия управленческих решений [Текст]: Статья [Электронный ресурс] / Режим доступа <[сылка более недоступна}
  2. Лукичева Л. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений // «Менеджмент и менеджер».- №2/2009 - К., Украина.
  3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент [Текст]: Учеб. пособие. – М.: «Мастерство», 2002. [Электронный ресурс] / Режим доступа ">[сылка более недоступна}