Каталог статей

Ромашова Д.А.
Научный руководитель: Мироненко Т.В.
Донецкий национальный университет, Украина

Бюджетная политика Украины: критерии ее эффективности

Бюджетная политика любого государства, и Украины в том числе, является одним из основных инструментов экономической политики. Бюджетная политика страны находиться под пристальным вниманием всего общества, а также международных организаций и средств массовой информации.

Вопросы разработки бюджетной политики нашли широкое отображение в работах как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди них М. Артус, Й. Бескид, О. Василик, А. Епифанов, А. Даниленко, В. Опарин, К. Павлюк, В. Стоян, В. Федосов, С. Юрий и др. Однако рассмотренные ими вопросы, касающиеся направлений бюджетной политики, не затрагивали возможности исполнения бюджета в условиях финансового кризиса.

Большинство специалистов трактуют понятие бюджетной политики как совокупность мероприятий по организации и использованию бюджетных ресурсов для обеспечения экономического и социального развития страны [4]. Она разрабатывается с целью создания государством необходимых экономических, правовых и организационных условий относительно повышения роли бюджета как инструмента формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов между разными звеньями бюджетной системы для эффективного ее развития, направленного на экономический рост и повышение жизненного уровня населения.

Целью данной работы является анализ эффективности бюджетной политики Украины.

Эффективность бюджетной политики необходимо оценивать по степени выполнения ею соответственных функций. Поэтому, эффективность бюджетной политики должна рассматриваться, во-первых, с точки зрения выполнения государственного бюджета (фискальная эффективность), во-вторых, с точки зрения влияния на социально-экономическую динамику в стране (стратегическая эффективность).

Основными критериями фискальной эффективности бюджетной политики могут быть:

  • уровень мобилизации бюджетных доходов в целом и налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величина бюджетного дефицита, параметры и темпы роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, которые направляются на обслуживание государственного долга;
  • величина валютных резервов, которые используются для финансирования бюджетного дефицита;
  • величина просроченной задолженности денежных выплат вследствие отсутствия бюджетного финансирования и т.д.

Критериями стратегической эффективности бюджетной политики является динамика основных макроэкономических показателей в сопоставлении с намеченными структурными приоритетами:

  • динамика ВВП и объемов производства;
  • уровень инфляции;
  • динамика валютного курса;
  • уровень занятости и реальных доходов населения и др.

Динамика основных макроэкономических показателей представлена в табл.1

Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей [7]

Показатели

2008

2009

2010

  1. Динамика ВВП (млн. грн.), в т.ч.
  2. номинальный ВВП
  3. реальный ВВП

948056,0

737213,1

763254,1

622049,0

786151,7

634489,9

  • Уровень инфляции (%)
  • 22,3

    13-14

    12-13

  • Уровень занятости (%)*
  • 67,3

    64,7

    65

  • Уровень реальных доходов населения

    (млн. грн.)

  • 634,5

    672,7

    1 квартал – 161,1

    * - в трудоспособном возрасте в среднем за период, в % к общему числу населения соответствующей возрастной группы

    Анализируя динамику основных макроэкономических показателей, выявили отрицательную динамику роста ВВП, как реального, так и номинального. Так, номинальный ВВП в 2010 г. составил 83% от номинального ВВП 2008г., а реальный ВВП 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил лишь 86%. Уровень инфляции и уровень занятости имеет тенденцию спада. В уровне реальных доходов населения видим постепенный рост данной величины. Все эти показатели отражают воздействие финансового кризиса на всю экономику страны в целом, а также на отдельные ее составляющие, в том числе и на проведение бюджетной политики.

    В условиях финансового кризиса разработка положений бюджетной политики страны на будущий год осложняется.

    Для того чтобы бюджетная политика государства была эффективной необходимо:

    • оптимизировать функционирование системы управления государственными финансами;
    • четко регламентировать законодательно процесс аккумуляции и движения финансовых потоков;
    • обеспечить последовательность развития бюджетного процесса, достаточность финансовых ресурсов для выполнения финансовых обязательств на каждом уровне на основе законодательно утвержденных минимальных государственных социальных стандартов и обоснованных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности [5];
    • обеспечить высокие темпы роста национальной экономики (основной фактор снижения финансовых рисков во время разработки показателей государственного бюджета);
    • достичь надежности прогноза основных макроэкономических показателей, на основе которых формируется доходная и расходная часть государственного бюджета, - объемы и темпы роста ВВП, темпы инфляции, валютного курса;
    • быть объективными во время формирования доходной части бюджета;
    • для полноценного финансового обеспечения реализации государственных функций оптимизировать бюджетные расходы.

    Кроме того, повышение эффективности бюджетной политики невозможно достичь без реформирования бюджетной сферы, которое должно осуществляться благодаря:

    • разработке научных основ налогового права, правового функционирования налоговой системы, устранения недостатков в действующей нормативно-правовой базе налогообложения (эффективной бюджетной политике будет содействовать принятие нового Налогового кодекса);
    • систематизации и значительному сокращению разнообразных налоговых и неналоговых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды;
    • минимизации бюджетного дефицита;
    • формированию достаточных бюджетных резервов;
    • повышению эффективности использования бюджетных средств;
    • усовершенствованию бюджетного контроля фактических расходов и платежных обязательств.

    Улучшение нормативно-правовой базы, в том числе создание нового Бюджетного кодекса страны, будет способствовать повышению эффективности бюджетной политики Украины. При этом отечественная бюджетная система должна строится на принципах стабильности, экономической обоснованности, достоверности, социальной справедливости, сбалансированности, финансового единства и административной самостоятельности. Реализация всех внесенных предложений, на наш взгляд, будет способствовать решению проблем, вызванных финансовым кризисом.

    Литература:

    1. Буряченко А.Є. Краткострокові позички як інструмент оперативного бюджетного регулювання// Фінанси України. - 2010. - №3. - С. 22-29.
    2. Бюджетний Кодекс України вiд 21.06.2001 № 2542-III
    3. Єпіфанов А.О. та ін. Бюджет і фінансова політика України. К.: Наукова думка, 2001
    4. Ковальчук С.В., Форкун І.В. Фінанси. Навч. посібник. – Львів: «Новий Світ – 2000», 2006. – 568 с.
    5. Піхоцький В.Ф. Бюджетна політика як інструмент соціально-економічного розвитку країни// Фінанси України. - 2010. - №3. - С. 30-37.
    6. budget.rada.gov.ua
    7. [сылка более недоступна}