Каталог статей | ||||||||||||||||||||
Ромашова
Д.А.
Бюджетная политика Украины: критерии ее эффективностиБюджетная политика любого государства, и Украины в том числе, является одним из основных инструментов экономической политики. Бюджетная политика страны находиться под пристальным вниманием всего общества, а также международных организаций и средств массовой информации. Вопросы разработки бюджетной политики нашли широкое отображение в работах как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди них М. Артус, Й. Бескид, О. Василик, А. Епифанов, А. Даниленко, В. Опарин, К. Павлюк, В. Стоян, В. Федосов, С. Юрий и др. Однако рассмотренные ими вопросы, касающиеся направлений бюджетной политики, не затрагивали возможности исполнения бюджета в условиях финансового кризиса. Большинство специалистов трактуют понятие бюджетной политики как совокупность мероприятий по организации и использованию бюджетных ресурсов для обеспечения экономического и социального развития страны [4]. Она разрабатывается с целью создания государством необходимых экономических, правовых и организационных условий относительно повышения роли бюджета как инструмента формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов между разными звеньями бюджетной системы для эффективного ее развития, направленного на экономический рост и повышение жизненного уровня населения. Целью данной работы является анализ эффективности бюджетной политики Украины. Эффективность бюджетной политики необходимо оценивать по степени выполнения ею соответственных функций. Поэтому, эффективность бюджетной политики должна рассматриваться, во-первых, с точки зрения выполнения государственного бюджета (фискальная эффективность), во-вторых, с точки зрения влияния на социально-экономическую динамику в стране (стратегическая эффективность). Основными критериями фискальной эффективности бюджетной политики могут быть:
Критериями стратегической эффективности бюджетной политики является динамика основных макроэкономических показателей в сопоставлении с намеченными структурными приоритетами:
Динамика основных макроэкономических показателей представлена в табл.1 Таблица 1 Динамика основных макроэкономических показателей [7]
* - в трудоспособном возрасте в среднем за период, в % к общему числу населения соответствующей возрастной группы
Анализируя динамику основных макроэкономических показателей, выявили отрицательную динамику роста ВВП, как реального, так и номинального. Так, номинальный ВВП в 2010 г. составил 83% от номинального ВВП 2008г., а реальный ВВП 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил лишь 86%. Уровень инфляции и уровень занятости имеет тенденцию спада. В уровне реальных доходов населения видим постепенный рост данной величины. Все эти показатели отражают воздействие финансового кризиса на всю экономику страны в целом, а также на отдельные ее составляющие, в том числе и на проведение бюджетной политики. В условиях финансового кризиса разработка положений бюджетной политики страны на будущий год осложняется. Для того чтобы бюджетная политика государства была эффективной необходимо:
Кроме того, повышение эффективности бюджетной политики невозможно достичь без реформирования бюджетной сферы, которое должно осуществляться благодаря:
Улучшение нормативно-правовой базы, в том числе создание нового Бюджетного кодекса страны, будет способствовать повышению эффективности бюджетной политики Украины. При этом отечественная бюджетная система должна строится на принципах стабильности, экономической обоснованности, достоверности, социальной справедливости, сбалансированности, финансового единства и административной самостоятельности. Реализация всех внесенных предложений, на наш взгляд, будет способствовать решению проблем, вызванных финансовым кризисом. Литература:
|