Каталог статей |
Левченко Е.А., Дебелый А.А., к. э. н. Стельмашенко Е. В.
Корпоративная культура предприятия как инструмент повышения его конкурентоспособностиНовые экономические условия и ужесточение конкурентной борьбы ставят перед предприятиями необходимость непрерывного повышения эффективности их функционирования и возрастает значение корпоративной культуры. Для Украины, как страны с переходной экономикой, это важно вдвойне, потому, что без организованного порядка внутри компании, конкуренция внешней среды поглотит её. Так, целью данной работы является рассмотрение проблем повышения работоспособности персонала по средствам организованной корпоративной культуры. Корпоративная культура (далее КК) – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [1, с.13]. Цель любого собственника или управляющего, как его представителя, заключается в получении от работников максимальной отдачи. Повышение производительности труда при помощи создания благоприятной среды внутри компании, поможет организовать рабочую атмосферу, в которой сотрудники трудятся с полной самоотдачей и высокой производительностью, что повышает конкурентоспособность компании. Если взять за основу определение корпоративной культуры как "системы общих убеждений, верований и ценностей, направляющей и поддерживающей организационное поведение" (Д. Джаффи), которая выступает, согласно С. Роббинсу, в роли "социального клея, помогающего удерживать целостность организации за счет создания приемлемых стандартов мышления и поведения", то становится понятна важная роль корпоративной культуры как фактора увеличения конкурентоспособности предприятия [2]. В зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют «положительную» и «отрицательную» культуры. Это напрямую связано с использованием мотивирующих и демотивирующих факторов, имеющих ряд важных особенностей. Культура организации положительна, если она способствует эффективному решению проблем и росту производительности, стимулирует результативность деятельности предприятия или его развитие, является источником принятия грамотных управленческих решений. К базовым элементам корпоративной культуры относятся:
Примерами наиболее часто используемых приемов в КК, является донесении до сотрудников ценностей и традиций компании, посредством «мифов и легенд», связанных с развитием, возникновением, яркими моментами жизнедеятельности организации. Организовываются корпоративные вечера, праздники. Цель построения эффективной корпоративной культуры является сплочение персонала вокруг целей предприятия, отожествление целей предприятием с целями работников. Как образец индивидуального подхода, западная компания розничной торговли Wal-Mart является одним из примеров того, как элементы корпоративной культуры способствуют развитию преимущества в конкурентной борьбе. Для мотивации Сэм Уолтон (основоположник культуры фирмы Wal-Mart) и другие руководители компании использовали тактику шутки: шутки через громкоговорители, веселые песни и мелодии, скандирование "W-A-L-M-A-R-T". Эти шутки, соединенные с философией С. Уолтона, гласящей "Долой правила!" — и формировали уникальную культуру данной компании. Такое стимулирование работы персонала является альтернативой материальному и позволяет перенаправить высвобожденные денежные средства на развитие предприятия, либо на увеличение прибыли. В компании 3М «Три-Эм» существует фундаментальная ценность: правило 15% (позволяет сотрудникам тратить 15% рабочего времени в неделю на то занятие, которое предпочитает этот сотрудник, при условии, что оно должно относиться к выпуску продукции)[3]. Кроме, того как особый элемент корпоративной культуры можно рассматривать применение результатов исследования, проводимые в немецком городе Вахте которые показали, что при предоставлении работникам возможности 20-30 минут поспать или полежать в удобном положении производительность их труда возрастает. Как пояснил пресс-секретарь города Вахта, администрация которого проводила исследование, Фрэнк Кетлер (Frank Kaethler), служащим предоставлялась возможность после обеда на 20 минут пойти домой, вздремнуть прямо на рабочем месте или расслабиться как-либо иначе: "Поначалу сами работники были настроены скептически, но позже они стали заметно радостнее и начинали работать лучше"[4]. Производительность труда является фактором, влияющим на конкурентоспособность. Эта прямая связь между конкурентоспособностью и производительностью труда происходит посредством увеличения производства продукции, качества оказания услуг, а тем самым и улучшение эффективности деятельности предприятия. Уделяя внимание развитию корпоративной культуры, украинские компании становятся более привлекательными для групп потенциальных работников, для которых очень важна внутренняя атмосфера компании и возможность отождествлять работу с личными интересами. При построении собственной корпоративной культуры предприятиям не обязательно пользоваться опытом предшественников и конкурентов, а рациональнее выработать собственную концепцию корпоративной культуры. В заключении следует отметить, что конкурировать украинские компании, на ровне с западными, не в состоянии. Использование и развитие корпоративной культуры достаточно доступный способ увеличения производительности труда персонала, а тем самым и улучшение качества производимой продукции, оказания услуг, и в конечном итоге увеличения прибыли. Список используемой литературы:
|