Каталог статей |
Амедиева Эльвина Аблязовна
Особенности автоматизации учета и аудита расчетов по оплате трудаПостановка проблемы. Важной задачей для каждого предприятия, организации, учреждения являются своевременное и правильное начисление и выплата заработной платы. В настоящее время активно внедряются автоматизированные системы (АС) учета любого вида деятельности, и именно это открывает новые направления и пути решения поставленной задачи. Анализ последних исследований и публикаций. Проблемой автоматизации учета расчетов по оплате труда занимается много специалистов. Разработке положений по автоматизации бухгалтерского учета как в целом, так и заработной платы в частности, посвятили свои исследования Сахарев И.И., Романенко Т.П., Гончаренко Л., Мельник, Муравской В., Т, В. Домбровский. Ученые рассматривали автоматизацию расчета начислений на фонд заработной платы в фонды социального страхования. Тем не менее, исследованию автоматизации учета и аудита расчетов по оплате труда, было отведено недостаточно внимания. [1, 2, 3, 5, 6, 15]. Целью статьи является освещение методики и организации учета и аудита расчетов по оплате труда в условиях использования автоматизированных систем. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: определить информационную модель организации автоматизированных рабочих мест по учету, контролю и аудиту труда и заработной платы; осветить основные способы выплаты заработной платы в условиях использования автоматизированных систем учета; описать разработку оптимальных систем автоматизации расчетов начислений на фонд оплаты труда; раскрыть процедуры аудита в бюджетном учреждении. На рынке программных продуктов есть много специальных бухгалтерских программ, которые значительно упрощают ведение бухгалтерского учета: «1С: Бухгалтерия», «Парус», «Дебет+», «Fin Expert», «Lady Fin», «Финансы без проблем», «Турбобухгалтер» и др. [18]. Автоматизация обработки учетной и контрольной информации на предприятиях охватывает весь комплекс задач по синтетическому и аналитическому учету, контролю и аудиту. Предпосылкой этому является организация централизованной базы данных и распределенных баз данных на местах обработки информации. Для реализации задач учета, контроля, анализа и аудита создается информационная база с использованием трехкатегорийных автоматизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтера. Рассмотрим информационную модель организации АРМ по учету, контролю и аудиту труда и заработной платы [16]. На АРМ бухгалтера I категории (цеха, отделы, участки) осуществляется ввод первичных данных, расчет и выдача информации на экран и печатающее устройство машинных документов по структурным подразделениям. На АРМ бухгалтера II категории (бухгалтерия) создается необходимая информационная база данных на рабочем месте бухгалтера по учету труда и заработной платы, в которой объединяются все данные, поступающие с АРМ бухгалтера I категории структурных подразделений. На АРМ бухгалтера Ш категории (руководитель) осуществляются анализ средств на оплату труда, контроль, аудит, моделирование, прогнозирование труда и заработной платы. Учет расчетов по оплате труда ставит перед бухгалтером сложную и важную задачу, которая состоит в правильности и своевременности расчетов с бюджетом, а также по социальному страхованию. В результате исследования и определения оптимальных путей решения этой проблемы было установлено, что наилучшим способом для быстрого и надежного расчета сумм начислений в фонды социального страхования является автоматизация этого процесса с помощью современных компьютерных технологий [5]. Автоматизированная система расчета начисления на фонд заработной платы в фонд социального страхования, полностью учитывает все особенности расчета начислений в фонды социального страхования. В данной информационной системе формируется фонд оплаты труда для каждого работника, автоматически рассчитывается скорректированный фонд оплаты труда, из которого осуществляются начисления; система позволяет увидеть процентную ставку вида начисления на любую дату, а поэтому существует возможность переформировать начисления за любой прошлый период, предусматривает формирование изменения процентной ставки с какой-либо даты. В соответствии с действующим законодательством существуют 2 основных способа выплаты заработной платы: через кассу и на платежные карточки. Автоматизация выплаты через кассу состоит из 4-х этапов:
Способ выплаты заработной платы на карточные счета наиболее удобный для работников и имеет стремительное распространение. Для работника удобство такого способа состоит в независимости от его текущего местонахождения или состояния здоровья, при этом не нарушается производственный процесс, поскольку все выплаты зачисляются на карточные счета автоматически согласно поручению бухгалтерии. Для предприятия нет потребности в бухгалтере-кассире и в депонировании невыплаченной заработной платы, предприятие не несет затрат по охране кассового помещения и доставки денежной наличности. Основная задача контроля оплаты труда – проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержания из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Главными для аудита расчетов оплаты труда являются следующие задачи:
Учитывая современные тенденции учета, требуются изменения в системе аудита. Поскольку аудит идет в ногу с учетом, то и его не обошла компьютеризация и автоматизация. Прежде всего, аудитор должен проверить, является ли программа, которая используется предприятием, лицензированной, инсталлированной и опробованной фирмой-разработчиком или специальной уполномоченной фирмой. В противном случае аудитор должен предотвратить дальнейшее использование этой программы в учреждении, организации. Проводя аудиторскую проверку в учреждении, организации, где используется программа «1С: Бухгалтерия», аудитор, в основном, обращает внимание на правильность ведения начальных остатков, правильность введения данных в компьютер, соответствие между отдельными документами, правильность формирования отчетов, наличие бумажных аналогов к электронным документам и др. Особое внимание аудитор обращает на правильность введения начальных данных в компьютер, т.е. заполнение электронных первичных документов и их распечатку. Прежде всего, основой правильного ведения бухгалтерского учета является составление правильных проводок. Программа «1С: Бухгалтерия» дает возможность аудитору быстро проверить правильность наличия проводок. Для этого в программе встроен такой механизм как «Корректные проводки». Корректные проводки предназначены для контроля за правильностью заполнения операций с точки зрения методологии ведения бухгалтерского учета. Все, что необходимо аудитору, – это пересмотреть перечень корректных проводок, которые уже внесены в компьютер. Для этого следует воспользоваться командой операции – корректные проводки или соответствующей клавишей панели инструментов. Если все корректные проводки введены правильно, то все проводки, которые относятся к типовым операциям, сформированы также правильно. Выводы. Автоматизация рассмотренных способов выплаты заработной платы значительно облегчает работу бухгалтера, поскольку позволяет сэкономить время и заняться аналитической работой, поэтому многие предприятия внедряют автоматизированные системы учета заработной платы. Осуществление учета заработной платы по нормам и отклонениям при нормативном методе дает возможность контролировать на АРМ бухгалтера использование фонда заработной платы, обоснованно разрабатывать организационно-технические мероприятия, направленные на повышение эффективности производства. Сначала компьютеры использовались только как вычислительная техника, но со временем количество операций, которые исполнялись с помощью компьютера, увеличивались, и большинство организаций и учреждений без использования компьютера не исполняют ни одной финансовой операции. Из всех программ самой популярной и расширенной является «1С: Бухгалтерия», которая полностью приспособлена для ведения бухгалтерского учета бюджетных организаций и учреждений в Украине. Литература:
|