Каталог статей

К.э.н. Пономаренко С.Ю., Кривогубова Е.Е.
Донецкий государственный университет управления

Обоснование необходимости децентрализации местных бюджетов

В Украине при распределении доходов между различными уровнями государственной системы должны быть решены три группы взаимосвязанных вопросов: 1) компетенции в отрасли налогового законодательства; 2) права на получение конкретных видов налогов или их части в соответствующий бюджет; 3) права на управление налогом (определение налогооблагаемой суммы и взымания с нее). Установленное таким образом распределение доходов должно благоприятствовать или хотя бы не мешать решению тех экономических задач, которые были определены для центрального либо регионального уровней власти.

Сегодня формирование местных бюджетов регулируется Законом Украины “О бюджетной системе Украины”, “О местных Советах народных депутатов, местном и региональном самоуправлении”, законами и декретами о налогообложении. В соответствии с ними все доходы местных бюджетов делятся на три группы:

  1. Собственные и закрепленные доходы;
  2. Отчисления от так называемых общегосударственных доходов.

В соответствии с Законом Украины “О бюджетной системе Украины”, “Состав и размеры части общереспубликанских налогов, сборов и платежей, которые начисляются в местные бюджеты, определяются Верховным Советом Украины в соответствии с социально-экономическими нормативами, бюджетной обеспеченности населения территории и состоянием местных источников доходов”. Другими словами, в самом Законе заложен затратный подход к формированию местных бюджетов: не затраты соответствующего местного бюджета определяются совокупными бюджетными доходами на данной территории, а, наоборот, доходы местного бюджета определяются вышестоящими органами управления в зависимости от предусмотренной суммы расходов.

Практика формирования местных бюджетов является таковой, что регионы составляют проекты расходной части бюджета, и после согласования с Министерства финансов определяется сумма расходов. От расходной части бюджета отнимаются собственные и закрепленные доходы, а потом определяется сумма и индивидуальные для каждой области нормативы отчислений от общегосударственных доходов в консолидированные бюджеты областей. При этом нормативы отчислений по регионам существенно отличаются.

Существенные различия существуют в нормативах отчислений в местные бюджеты от НДС, которые являются самым важным источником формирования местных бюджетов. Наименьшие нормативы были установлены для промышленных регионов - Днепропетровской (24.3%), Донецкой (22.1%), Луганской (35.7%), Харьковской (27.1%) областей. В то же время для Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ровенской, Сумской, Херсонской и других областей был установлен норматив 100%.

В результате такой практики планирования нередко территории, которые вносят существенно большой вклад в создание ВНП Украины, получают такие же самые, а в ряде случаев и меньшие доходы местного бюджета в расчете на одного человека по сравнению с территориями с на много более низкой эффективностью хозяйства.

Система формирования местных бюджетов должна отвечать таким требованиям: поставить расходы местных бюджетов от доходов (государственного и местных бюджетов) на соответствующих территориях, образовать заинтересованность местных Советов и граждан в развитии производства и повышении доходности своих территорий, поддерживать отсталые в экономическом отношении регионы на минимальном уровне.

Бюджетная система, что бы она имела возможность отвечать поставленным требованиям, должна основываться на таких принципах. Все налоги и платежи в бюджет Украины распределяются между государственным бюджетом и консолидированными бюджетами всех областей по единому нормативу для всех видов налогов и платежей. Исключением должны стать взносы в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы; отчисления на геологоразведочные работы и средства от продажи военного имущества должны полностью перечислиться в государственный бюджет, а неналоговые сборы и платежи в зависимости от их характера - в государственный или местные бюджеты. Местные налоги платежи должны начисляться в местные бюджеты.

Установление единого для всех видов налогов и платежей (в том числе и для налога на доход) норматива распределения между государственным и местными бюджетами включает возможность конфликтов по вопросам реальности или нереальности тех или иных источников формирования местных бюджетов.

Литература:

  1. Сунцова О.А. Состояние бюджетной децентрализации в Украине и его влияние на социально-экономическое развитие регионов // Бизнес информ. -2007. - №3. - с. 120-123
  2. Скрипник А., Сунцова О. Бюджетна децентралізація як шлях до Євросоюзу // Економіст.-2005.- № 3.- С. 26 - 29.
  3. Сунцова О. О. Моделювання оптимальної структури доходів місцевих бюджетів в умовах бюджетної децентралізації // Актуальні проблеми економіки.- 2004.- №2(32).- С. 96 - 104.
  4. И.Лунина. Стратегия реформирования местных бюджетов в Украине // " target="_blank">Зеркало Недели. – 2006.