Каталог статей |
Плакида С. И.
Роль инностранных инвестиций и проблемы их привлечения в УкраинуУкраина в контексте глобальных постиндустриальных трансформаций и объективной необходимости инновационной модели развития, требует крупных финансовых инвестиций. И в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, получения максимальной прибыли и на этой основе решения социальных проблем. В современных условиях выхода экономики Украины из кризисного состояния инвестиции являются наиболее эффективным рычагом этого явления и создание инвестиционной привлекательности отраслей становится одной из главных задач. Однако в настоящее время нет четко обоснованных рекомендаций по формированию систем привлечения иностранных инвестиций, что не отвечает задачам современной экономики и требует соответствующих исследований в этом направлении [1]. В связи с этим целью работы является анализ факторов, обеспечивающих привлекательность иностранных инвестиций в экономику Украины и поиск путей их совершенствования. На современном этапе социально-экономического развития экономики Украины с целью обеспечения комплексного подхода по формированию благоприятного инвестиционного климата в Украине, а также активизации инвестиционной деятельности 29 сентября 2010 г. Кабинет Министров Украины одобрил разработанную Государственным агентством Украины по инвестициям и развитию (Госинвестиций) Концепцию Государственной целевой экономической программы развития инвестиционной деятельности на 2011-2015 гг., которая позволит улучшить основные макроэкономические показатели развития государства и укрепить ее позиции на мировых инвестиционных рынках, повысить позиции Украины в международных рейтингах, существенно увеличить инвестиции в основной капитал, а также обеспечить постоянный приток прямых иностранных инвестиций. Целью Программы является создание условий для активизации инвестиционной деятельности, направленной на модернизацию реального сектора экономики и обеспечения устойчивого экономического развития [2]. Решая поставленные задачи, рассмотрим основные предпосылки привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины. Мировая практика свидетельствует, что иностранные инвестиции содействуют процессу модернизации стран с переходной экономикой и их включению в общемировую экономическую систему. Можно выделить основные положительные аспекты привлечения иностранных инвестиций:
Нынешнее положение экономики Украины приводит к поиску различных источников инвестирования внутренних процессов и создания рыночной инфраструктуры. Необходимость иностранных инвестиций в экономику Украины обусловлена рядом причин [1]:
Украина как потенциальный объект инвестирования вызывает живой интерес у зарубежных инвесторов, представляя собой рынок около 50 миллионов потребителей и занимая стратегически и географически выгодное положение в Европе. Украина также имеет самые плодородные земли, что в комбинации с инвестициями и повышением уровня технологии может дать поразительные результаты. Несмотря на невысокие показатели экономического роста, общий объем прямых иностранных инвестиций, вложенных в Украину, на 1 января 2010 г. составил 40 млрд. 026,8 млн. долл., что на 12,4% больше объемов инвестиций на начало 2009 г. и в расчете на одного человека составлял 872,6 долл. Инвестиции поступили из 125 стран мира. В десятку основных стран-инвесторов, на которые приходится свыше 81% общего объема прямых инвестиций, входят: Кипр - 8 млрд. 593,2 млн. долл., Германия - 6 млрд. 613 млн. долл., Нидерланды - 4 млрд. 002 млн. долл., Российская Федерация - 2 млрд. 674,6 млн. долл., Австрия - 2 млрд. 604,1 млн. долл., Соединенное Королевство - 2 млрд. 375,9 млн. долл., Франция - 1 млрд. 640,1 млн. долл., Соединенные Штаты Америки - 1 млрд. 387,1 млн. долл., Виргинские Острова, Британские, - 1 млрд. 371 млн. долл. и Швеция - 1 млрд. 272,3 млн. долл. [3]. Однако сегодня все же действует ряд факторов политического и экономического характера, которые сдерживают процесс привлечения иностранного капитала в Украину. К ним относятся:
Учет совокупности этих факторов предусматривает осторожную, взвешенную стратегию иностранных инвесторов на украинском рынке. Поэтому инвестиции осуществляются преимущественно в совместные предприятия (СП). Вклад компаний с иностранным капиталом в насыщение потребительского и инвестиционного рынка практически не заметен. Основной причиной этого является ориентация многих СП на вывоз материальных и интеллектуальных ценностей из нашей страны по демпинговым ценам, которые образуются за счет разницы курса гривны и мировой валюты. Большое значение для привлечения иностранных инвестиций имеют законодательные гарантии. В нашей стране наблюдается усиление развития рейдерских атак, и нарушение прав акционеров. Поэтому многие инвесторы не уверены, что их право собственности и инвестиции в Украине защищены, в том числе законодательно, что характеризует несовершенство политики реприватизации. Не менее сдерживающим фактором является проблема обеспечения зарубежных инвесторов информацией о состоянии украинского рынка инвестиций, объемов инвестирования, действующего законодательства и правового режима функционирования иностранного капитала, а также страхование и перестрахование, которые относительно недавно начали своё развитие в нашей стране и не являются абсолютной гарантией защиты интересов клиентов [4]. Размещение прямых иностранных инвестиций в Украине характеризуется наличием значительного потенциала для иностранных инвесторов, однако существует ряд проблем, сдерживающих приток иностранных инвестиций:
Таким образом, Украина нуждается в улучшении инвестиционной деятельности и политики по привлечению иностранных инвестиций. Система мер должна быть стабильной, необходимо применять дифференцированный подход, приоритетность отраслей и сфер экономики и динамику их развития, что даст определенный импульс для улучшения инвестиционной деятельности в современной экономике Украины. А для улучшения политики по привлечению иностранных инвестиций государство должно создать действенную систему льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах, стабильное экономическое и внешнеторгового законодательство, снизить налоговую нагрузку и упростить структуру налогов. Литература
|