Каталог статей

Пророчук Н.Ю.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Характеристика методов управления в современных условиях хозяйствования

Обеспечение четкого распределения обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов функционирования предприятия, а также применения мер принуждения и дисциплинарной ответственности, именно эти проблемы требуется решать менеджеру. Для этого необходимо опираться на методы организации деятельности, к которым относятся: организационно-распорядительные методы управления, социально-психологические, экономические и правовые.

Актуальность данной темы заключается в том, что профессиональная деятельность любого специалиста в области управления (менеджера) весьма многогранна. Однако она главным образом зависит от общения с людьми. Изучение личностных, профессиональных качеств сотрудников (уровня общей культуры, интеллекта, привычек, склонностей и т.д.) выступает как важнейшее, необходимое условие делового успеха.

Целью данной работы является изучение основных методов управления на предприятии.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования и т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.

Организационно-распорядительные методы. Они решают те же задачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.

Организационно-распорядительные методы воздействия руководителя основаны на силе и авторитете власти, т.е. приказов, распоряжений, указаний, инструкций. Они позволяют:

  • регламентировать деятельность (как всей организации, так и структурных подразделений, должностей, функций);
  • обеспечивать организацию нормативами (по времени, по численности персонала, выработке и т. д.);
  • дисциплинировать деятельность (предостережение, разъяснение, обоснование, советы).

Регламенты подразделений должны быть интегрированы в регламент всей организации. Если общий регламент работы организации составлен правильно, то ощущается комфортность труда, включается мотивация персонала, повышается общая эффективность работы.

Не меньшее значение имеет регламентация должностей. На каждую должность или специальность должна быть составлена должностная инструкция, в которой фиксируются права и обязанности работника, его функции. Если должностная инструкция составлена правильно, то излишних вопросов и конфликтов, как правило, не возникает.

Выделяют три формы организационно-распорядительных методов:

  • обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
  • согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение).

Организационно-распорядительные методы управления должны быть принимаемы персоналом, иначе в коллективе может возникнуть конфликт.

Правовые методы управления – это совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.

Социально-психологические методы управления. Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% — от умения работать с людьми.

Социально-психологические методы используют индивидуальное и общественное сознание, они основываются на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы происходят на четырех уровнях: на уровне общества, на уровне коллектива, на уровне рабочей группы, на уровне индивида.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

У каждой возрастной категории работников свои взгляды на жизнь, свой жизненный опыт. Менеджеру необходимо больше общаться с людьми разного возраста, изучать специфику их поведения и делать выводы.

Группа должна быть сформирована так, чтобы острота ума, опыт жизни и здоровый расчет у работников взаимодополнялись. Группа должна быть приблизительно одного уровня образования и уровня доходов, не однополая. Личные интересы членов группы не должны доминировать над рабочими интересами. Идеальный вариант, когда персонал зрелый и имеет опыт личных взаимоотношений, в том числе и негативный.

Размер рабочей группы должен определяться поставленными задачами, потенциалом исполнителей и их мотивацией. Некоторые социологи и психологи рекомендуют формулу «7 плюс-минус 2», т. е. в рабочей группе должно быть не менее 5 и не более 9 человек. Ситуация часто заставляет менять модель группы.

Для менеджера очень важно:

  • правильно оценить индивидуальные качества работника (возможные инструменты — личные собеседования, тесты, резюме, опросы и т. д.);
  • правильно отобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах (главное, чтобы работник осознавал свой статус и роль в группе и желал работать именно на этом месте);
  • создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.

Таким образом, умелое и грамотное применение и сочетание различных методов управления, является одним из главных факторов успеха организации, ведь, люди - главное достоинство любой организации.

Литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономист, 2003. - 528с.
  2. Карпенко А.В., Шевчук В.В. Ефективність прийняття групових управлінських рішень // Держава та регіони. - 2006. - №1. - с.100-104.
  3. Шилова В.І. Прийняття управлінських рішень: принципи й етапи формування // Економіка та держава. - 2009. - №4. - с.80-82.