Каталог статей

Гулакова Н.В.
руководитель: Семерунь Л.В.
ДонНУЭТ

Лизинг автомобильного транспорта: оценка состояния и перспектив развития рынка

Финансовый кризис не мог не отразиться на одном из сегментов финансового рынка - лизинге. Если объем лизинговых договоров на конец 2008 г. составлял 29 млрд. грн., то в первом квартале 2009 г. - 28, 5 млрд. грн., а в третьем - 28,3 млрд.

Согласно Закона Украины «О лизинге»: «лизинг - это предпринимательская деятельность, которая направлена на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и заключается в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества, которое является собственностью лизингодателя или приобретается им в собственность по доверенности и согласованием из лизингополучателем у соответствующего продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей». [2]

Если говорить об объектах лизинга, то лидирующие позиции занимает транспорт. По итогам 3 квартала 2009 г. среди всех договоров финансового лизинга преобладали договоры в отрасли транспорта (56%). Предоставление в лизинг автомобилей для большинства компаний останется приоритетом номер один.

По прогнозам компании «Евро Лизинг», рост рынка лизинга автотранспорта в 2010 г. составит более 150% (по количеству новых договоров лизинга), что связано с прогнозируемой массовой переориентацией банков с кредитов на лизинговые схемы финансирования покупки автомобилей, улучшением правового поля деятельности лизинговых компаний, повышением осведомленности физических лиц о возможностях лизинга. [3]

Лизинговым компаниям оказалось проще приспособиться к новым рыночным условиям. Лизинговые компании за прошлый год в среднем досрочно возвратили от 10 до 30% от всего лизингового парка. Лизинговые компании применили услугу повторного лизинга — сдача машин, которые возвращены лизингодателю клиентом досрочно. Это позволило восстановить финансовые потоки. Потому что на продаже возвращенных по мере окончания договоров автомобилей заработать, практически не удалось.

Стоимость лизинга также зависит и от размера авансового платежа. Если до кризиса лизинговые компании, как и банки, практиковали выдачу кредитов с нулевым первым взносом, то сейчас понадобится внести не меньше 30% стоимости авто. Так, по условиям «Райффайзен Лизинг Аваль», первый взнос составляет 25–45% от цены автомобиля. Вместе с тем сейчас клиенты лизинговых компаний могут оплатить в рассрочку не только страховой полис, но и техническое обслуживание своего авто.

Облегчить рынку жизнь должно принятие изменений в законодательстве. Соответствующий законопроект находится на обсуждении в налоговом комитете парламента, и существует вероятность его принятия в обозримом будущем. Документом, в частности, предусмотрено упразднение НДС на проценты по лизингу и комиссионные платежи, а также отмена повторного взыскания пенсионного сбора.

Литература:

  1. Дацюк Р. Лизинг спас автомобильный бизнес в Украине [Електронний ресурс]. – Електронні текстові дані (109 байт). Режим доступу: <[сылка более недоступна}
  2. Закон України «Про лізинг» із змінами і доповненнями, внесеними Законом України від 14 січня 1999 року N 394-XIV.
  3. Лизинг: падение продолжается [Електронний ресурс]. – Електронні текстові дані (109 байт). Режим доступу: <[сылка более недоступна}