Каталог статей |
К.э.н.,
доцент Е.С. Петрова, к.э.н., доцент И.А. Иванова
Формирование системы мониторинга результатов деятельности предприятия в контексте стоимостного подходаВ мире уже давно пришли к тому, что единственная цель деятельности компании, которая позволяет примирить и согласовать все остальные частные цели функционирования, это рост стоимости компании. И в России к переходу к философии бизнеса, построенной на стоимостном мышлении, готовы уже многие. Управленец должен смотреть шире: стоимость имущества его интересует не только как фактор формирования налогооблагаемой базы по налогам на имущество и на прибыль, но и как управляемый параметр, величина которого серьезно влияет на все без исключения цели и результаты деятельности предприятия. В этих ситуациях мониторинг выступает как очень действенный инструмент текущего управления. Интересно, что сейчас текущий мониторинг не только активов, но и бизнеса стала помогать решать тактические задачи. К слову, этот метод получения части контроля стал сейчас очень популярен: зачем покупать акции, когда можно купить долги, чтобы затем превратить их в акции, причем обойдется это гораздо дешевле. Но стоимость компании, как мы сейчас уже знаем, - объект стратегического управления. Грамотно управляемое предприятие со временем должна увеличить свою стоимость, а, следовательно, величина стоимости не только предмет фискальных интересов государства, но и объект стратегического планирования, мониторинга и управления. В России уже стали появляться компании, для которых ориентация на рост стоимости бизнеса из разряда теоретических изысков из западных учебников перешла в сферу реальной практической работы.
Осознав, что управлять невозможно без знания, как реальной стоимости бизнеса, так и стоимости активов, можно приступать к постановке системы мониторинга и управления стоимостью компании. Данный процесс разделим на этапы:
1. На первом шаге определяются цели и задачи системы мониторинга оценки бизнеса и управление стоимостью предприятия. В общем случае, целью является получение достоверной информации о существующей на данный момент времени стоимости компании и всего имущественного комплекса предприятия, его составных элементов (материальных, нематериальных и финансовых активов) и отдельных бизнесов компании. Эта информация нужна для принятия обоснованных управленческих решений в текущей деятельности, а также стратегическом планировании и управлении. Возможны и частные цели определения стоимости тех или иных имущественных прав (определение инвестиционной, страховой, ликвидационной и других видов стоимости). 2. Разрабатываются регламенты и процедуры управления стоимостью. Данный этап предполагает описание состава задач системы и поиск ответов на вопросы, кто, что и в какие сроки делает для ее постановки. Для этого уточняются списки объектов мониторинга, функций по управлению стоимостью и перечень организационных звеньев; проводится закрепление соответствующих функций за элементами организационной структуры, определяются сроки и ответственные за поддержание и актуализацию информации. 3. На третьем шаге делается описание объектов системы мониторинга. Эффективность деятельности предприятия на рынке необходимо оценить на основе количественных и качественных критериев. Для этого необходимо описать основные факторы, влияющие на стоимость компании, а также подготовить подробную классификацию активов. Важную роль в управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры деятельности фактически определяют стоимость бизнеса. Знать их важно по двум причинам. Во-первых, предприятие не может работать непосредственно со стоимостью. Оно вынуждено заниматься тем, на что способно влиять, - например, удовлетворением запросов потребителей, себестоимостью, капитальными вложениями и т.д. На предприятии должна быть разработана система факторов стоимости (рост объема продаж, прибыль от основной деятельности, оборачиваемость капитала) - до самого детального уровня, где фактор стоимости увязывается с показателями, на основе которых принимаются решения, зависящие непосредственно от функциональных и оперативных менеджеров. Необходимо установить соподчиненность различных факторов, определить какой из них оказывает наибольшее воздействие на стоимость, и возложить ответственность за этот параметр на конкретных людей, участвующих в достижении целей организации. Факторы стоимости можно разделить на две условные группы:
4. Данный шаг предполагает проведение управленческой инвентаризации имущества предприятия и оценку бизнеса, во время которого следует выявить:
Главное отличие управленческой инвентаризации от бухгалтерской состоит в том, что в ее рамках проводится оценка эффективности использования всех объектов имущества, по результатам которой принимают соответствующие решения. 5. Процедура оценки бизнеса. В конечном итоге эффективность управления предприятием определяется не его ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением "цены" бизнеса. На данном этапе необходимо определить точку отсчета, то есть берется ближайшая прошедшая отчетная дата, на которую и определяется стоимость компании. Именно в сравнении с данной величиной стоимости будут определяться дальнейшие достижения предприятия. 6. Данный шаг предполагает формирование показателей деятельности и эффективности мониторинга и управления стоимостью предприятия. Все показатели целесообразно разбить на:
Это множество показателей позволит определить эффективность управления стоимостью на всех уровнях управления. Информация о результатах деятельности предприятия, рассматриваемая сквозь призму мониторинга оценки бизнеса, может через определенные промежутки времени предоставляться заинтересованным лицам, в частности акционерам. Это не разовая акция, а постоянно проводимая работа по увеличению информационной прозрачности предприятия. При помощи созданной стоимостной модели предприятия с определенной периодичностью проводится расчет тактических и стратегических показателей. Таким образом, появляется возможность наблюдать изменение рыночной стоимости бизнеса. 7. Разрабатывается система регламентирующих документов. На этом этапе сводятся воедино в соответствующее положение разработанные процедуры, правила, сроки и назначаются ответственные за реализацию системы оценки и управления стоимостью компании. Также формулируются требования к форматам управленческой отчетности. Таким образом, для улучшения финансового состояния предприятия необходима разработка стоимостной модели предприятия. Для этого, в соответствии с вышеизложенным материалом, необходимо провести поэтапную работу.
Повысить стоимость предприятия возможно за счет увеличения прибыли, либо за счет эффективного использования вложенного капитала. Прибыль в свою очередь, возможно, повысить двумя путями: увеличивая продажи либо уменьшая издержки на производство. Решение задач по снижению издержек на производство лежит в уменьшении издержек на содержание излишних мощностей предприятия. Менеджмент предприятия в данном случае может выбирать: либо демонтировать часть мощностей, либо чередовать полную загрузку оборудования с ее остановками. На уровне предприятия увеличение доходов от продаж может осуществляться за счет ряда факторов, - например, оптимизации ассортимента, продвижения товаров к потребителю и других. В свою очередь, оптимизация ассортимента продукции может достигаться за счет противоположных действий в зависимости от ситуации на рынке: сужение ассортимента продукции в целях концентрации на наиболее прибыльных продуктах; расширение ассортимента в целях диверсификации продаж. Одновременно реализуя выше предложенные задачи, менеджмент может улучшить финансовое состояние предприятия путем эффективного использования активов, которое приведет к увеличению денежного потока и, таким образом, к увеличению стоимости предприятия. Таким образом, стоимостной поход позволит наиболее корректным способом решить возникающие на предприятии вопросы по улучшению финансового состояния, видеть и выявлять проблемы во всей их глубине и динамично отслеживать изменения ситуации. |