Каталог статей

Беккер Е.И.
Аспирант кафедры «Бухгалтерский учет»
ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

О сущности и проблемах предупреждения налоговой деликтности

В условиях становления рыночной экономики России, важнейшая функция государства, направленная на аккумулирование денежных средств в государственных фондах, на обеспечение выполнения политических, социальных, экономических и других основных задач внутреннего и внешнего значения, сопровождается многообразными и противоречивыми процессами, оказывающими непосредственное влияние на стабильность и финансовую безопасность государства, и отражается на росте налоговых правонарушений.

Одной из значительных угроз финансовым интересам государства является налоговая деликтность, под которой понимается «совокупность всех совершаемых в государстве, отдельном регионе, городе за определенный отрезок времени деяний, запрещенных действующим законодательством о налогах и сборах» [1].

Нарушения законодательства о налогах и сборах подрывают основы добросовестной конкуренции, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе. В современных условиях налоговая деликтность приобретает все более массовый характер. По экспертным оценкам более 60-70% налогоплательщиков либо уклоняется от их уплаты, либо скрывает истинные размеры своих доходов и других объектов налогообложения [2]. Деликтность становится более изощренной, интеллектуальной, а распознать ее методы становится все сложнее. Распространенность и очевидная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах требует разработки и создания мер, которые способствовали бы противодействию данному явлению.

Более эффективным средством борьбы с такого рода нарушениями обоснованно признается их предупреждение [3]. По мнению Кучерова И.И. общей целью предупреждения совершения налоговых правонарушений является достижение и последующее сохранение тенденции к их сокращению. Предупредительные меры осуществляются в первую очередь в профилактических целях, т.е. имеют профилактическую направленность [4].

В настоящее время Правительством РФ уделяется большое внимание не только вопросам своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов, но и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах. Так, например, принятием такого документа, как Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [5], Правительством РФ взят курс не только на поддержание российского предпринимателя, но и предупреждение правонарушений в сфере налогов и сборов.

Действительно, значимость предупреждения налоговой деликтности очень велика. Во-первых, как известно, поступления от налогов составляют весомую часть в бюджете Российского государства, от полноты поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет государства зависит устойчивость государственных финансов, а значит и способность государства осуществлять свои важнейшие функции по обеспечению обороноспособности страны, социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Во-вторых, предупреждение есть универсальная мера государственного управления, посредством которой осуществляется прямое воздействие на волю, сознание, поведение людей в любой сфере, в том числе в сфере налоговых правоотношений. Предупреждение налоговых правоотношений также направлено на предотвращение совершения новых правонарушений, предотвращение совершения налоговых преступлений. С помощью средств предупредительной деятельности стимулируется должное поведение участников отношений.

В этой связи разработка мер предупредительного характера, направленных на предотвращение налоговой деликтности, является насущной проблемой, разрешение которой требует законодательного закрепления. Однако в настоящее время нет нормативного правового акта, который регламентировал бы вопросы предупреждения налоговой деликтности.

Понятие «налоговая деликтность» включает в совокупности три основных вида нарушений законодательства о налогах и сборах: собственно налоговые правонарушения, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки), нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). Соответственно, вопросы предотвращения деструктивных явлений в налоговой сфере, связанные с неисполнением прямой конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы, совместно должны рассматривать налоговые и правоохранительные органы.

На сегодняшний день, совместная деятельность налоговых и правоохранительных органов по предупреждению налоговой деликтности регламентируется совместным приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009г. №495 (ММ-7-2-347) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Изданием совместного приказа МВД и ФНС России была сделана попытка разрешить проблему предупреждения налоговой деликтности. Однако приказ не только не урегулировал проблему предупреждения, но и образовал новый круг проблем, требующих разрешения.

Федеральная налоговая служба, в соответствии с Положением от 30 сентября 2004г. №506 «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации» [6], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Согласно п. 6.6. указанного Положения с целью реализации полномочий, предоставленных налоговым органам, ФНС России имеет право: применять предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Однако механизм применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера в деятельности налоговых органов не урегулирован и законодательно не регламентирован. Налоговым Кодексом Российской Федерации, являющимся основополагающим документом законодательства о налогах и сборах, не предусмотрено проведение налоговыми органами предупредительной деятельности.

Подчеркивая особую значимость налоговых ресурсов в жизни государства и дестабилизирующий характер противоправных явлений, которые встречаются в сфере налоговых отношений, следует привести статистические данные налоговых органов в результате осуществления налоговыми органами своих контрольных полномочий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджет государства налогов и сборов. Так, при проведении камеральных и налоговых проверок нарушения законодательства о налогах и сборах выявляются в 98% проверенных организаций. В 2007г. по результатам налоговых проверок в бюджет государства налоговыми органами было доначислено более 60 млрд. руб., в 2008г. – более 50 млрд. руб. [7], то есть, меры предупредительного и профилактического характера налоговыми органами не применяются.

Проблемам предупредительной деятельности налоговых органов, предотвращения угроз финансовой стабильности государства не уделено должного внимания. Данное направление в современной налоговой политике России еще не стало приоритетным, а предупредительная деятельность налоговых органов не получила должного развития, несмотря на то, что в пункте 6.6. Положения от 30 сентября 2004г. №506 «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации» эта функция названа в числе основных.

Предупредительная деятельность правоохранительных органов как субъектов предупредительной деятельности, также не регламентирована законодательно.

До 2003г. вопросы предупреждения правонарушений и преступлений в сфере налогов и сборов, а также вопросы их изучения, систематизации и анализа находились в ведении Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП России).

После упразднения ФСНП России (Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003г.) ее функции были возложены на Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Это самостоятельная структура, которая входит в единую систему правоохранительных органов исполнительной власти, предназначенная для защиты фискальных интересов государства и обеспечения его экономической безопасности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации №306, органы МВД России являются правопреемниками налоговой полиции РФ по правоохранительной работе в налоговой сфере. В связи с чем на органы МВД возложены обязанности содействия налоговым органам в выявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства Российской Федерации в области налогов и сборов.

Правовые основы деятельности в области налогов и сборов и полномочия органов внутренних дел определены главой 6 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно:

  • участие вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (обязательно по специальному запросу налоговых органов) с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • обязанность в 10-тидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым Кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

То есть, на основании положений Налогового Кодекса РФ присутствие органов МВД России не является обязательным. Лишь по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Кроме этого, Федеральный закон от 28 декабря 2008г. №293-ФЗ «О внесении правонарушений и преступлений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» [8], лишил право осуществления органами МВД правоохранительной деятельности по предупреждению налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере. В итоге, круг обязанностей органов МВД России в предупредительной деятельности сводится к участию в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов, и принятию документов от налоговых органов в случае обнаружения сотрудниками налоговых органов фактов состава преступления в действиях налогоплательщика.

Приведенное выше позволяет сделать вывод о том, что вопросы пресечения и предупреждения налоговой деликтности не получили нормативного закрепления ни в одном федеральном законе. Вопросы предупредительной деятельности налоговых органов остаются за рамками закона, а деятельность правоохранительных органов в выявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений никак не закреплена законодательно. Анализ приведенного совместного Приказа от 30 июня 2009г. №495 (ММ-7-2-347) дает основания утверждать, что данный приказ, расширяет полномочия и деятельность налоговых органов и органов МВД России при проведении мер по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, и одновременно противоречит действующим положениям Налогового Кодекса Российской Федерации. Содержание Приказа №495 не соответствует его названию, а сам Приказ не позволяет решить проблему предупреждения налоговой деликтности.

Библиографический список.

  1. Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: Монография. М: ВГНА, 2009.
  2. О сущности и проблемах науки налоговой деликтности // Налоги и налогообложение. 2009. №2.
  3. Вопросы превенции нарушения законодательства о налогах и сборах. Информационный юридический отдел ПС Юр. Центра при содействии автора: М.Н. Кобзарь-Фроловой.
  4. Шергин А.П. Административная политика в правовом государстве // Государство и право. 1998. №8.
  5. Кобзарь-Фролова М.Н. Значение, задачи и цель предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах. Финансовое право. 2009, N 12.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2994г. №506 // СЗ РФ. 2004. №40. Ст. 3961.
  7. Источник: http//www.nalog.ru.
  8. Парламентская газета. 2008. Декабрь. №90.