Каталог статей |
Беккер Е.И.
О сущности и проблемах предупреждения налоговой деликтностиВ условиях становления рыночной экономики России, важнейшая функция государства, направленная на аккумулирование денежных средств в государственных фондах, на обеспечение выполнения политических, социальных, экономических и других основных задач внутреннего и внешнего значения, сопровождается многообразными и противоречивыми процессами, оказывающими непосредственное влияние на стабильность и финансовую безопасность государства, и отражается на росте налоговых правонарушений. Одной из значительных угроз финансовым интересам государства является налоговая деликтность, под которой понимается «совокупность всех совершаемых в государстве, отдельном регионе, городе за определенный отрезок времени деяний, запрещенных действующим законодательством о налогах и сборах» [1]. Нарушения законодательства о налогах и сборах подрывают основы добросовестной конкуренции, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе. В современных условиях налоговая деликтность приобретает все более массовый характер. По экспертным оценкам более 60-70% налогоплательщиков либо уклоняется от их уплаты, либо скрывает истинные размеры своих доходов и других объектов налогообложения [2]. Деликтность становится более изощренной, интеллектуальной, а распознать ее методы становится все сложнее. Распространенность и очевидная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах требует разработки и создания мер, которые способствовали бы противодействию данному явлению. Более эффективным средством борьбы с такого рода нарушениями обоснованно признается их предупреждение [3]. По мнению Кучерова И.И. общей целью предупреждения совершения налоговых правонарушений является достижение и последующее сохранение тенденции к их сокращению. Предупредительные меры осуществляются в первую очередь в профилактических целях, т.е. имеют профилактическую направленность [4]. В настоящее время Правительством РФ уделяется большое внимание не только вопросам своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов, но и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах. Так, например, принятием такого документа, как Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [5], Правительством РФ взят курс не только на поддержание российского предпринимателя, но и предупреждение правонарушений в сфере налогов и сборов. Действительно, значимость предупреждения налоговой деликтности очень велика. Во-первых, как известно, поступления от налогов составляют весомую часть в бюджете Российского государства, от полноты поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет государства зависит устойчивость государственных финансов, а значит и способность государства осуществлять свои важнейшие функции по обеспечению обороноспособности страны, социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Во-вторых, предупреждение есть универсальная мера государственного управления, посредством которой осуществляется прямое воздействие на волю, сознание, поведение людей в любой сфере, в том числе в сфере налоговых правоотношений. Предупреждение налоговых правоотношений также направлено на предотвращение совершения новых правонарушений, предотвращение совершения налоговых преступлений. С помощью средств предупредительной деятельности стимулируется должное поведение участников отношений. В этой связи разработка мер предупредительного характера, направленных на предотвращение налоговой деликтности, является насущной проблемой, разрешение которой требует законодательного закрепления. Однако в настоящее время нет нормативного правового акта, который регламентировал бы вопросы предупреждения налоговой деликтности. Понятие «налоговая деликтность» включает в совокупности три основных вида нарушений законодательства о налогах и сборах: собственно налоговые правонарушения, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки), нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). Соответственно, вопросы предотвращения деструктивных явлений в налоговой сфере, связанные с неисполнением прямой конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы, совместно должны рассматривать налоговые и правоохранительные органы. На сегодняшний день, совместная деятельность налоговых и правоохранительных органов по предупреждению налоговой деликтности регламентируется совместным приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009г. №495 (ММ-7-2-347) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Изданием совместного приказа МВД и ФНС России была сделана попытка разрешить проблему предупреждения налоговой деликтности. Однако приказ не только не урегулировал проблему предупреждения, но и образовал новый круг проблем, требующих разрешения. Федеральная налоговая служба, в соответствии с Положением от 30 сентября 2004г. №506 «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации» [6], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Согласно п. 6.6. указанного Положения с целью реализации полномочий, предоставленных налоговым органам, ФНС России имеет право: применять предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации. Однако механизм применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера в деятельности налоговых органов не урегулирован и законодательно не регламентирован. Налоговым Кодексом Российской Федерации, являющимся основополагающим документом законодательства о налогах и сборах, не предусмотрено проведение налоговыми органами предупредительной деятельности. Подчеркивая особую значимость налоговых ресурсов в жизни государства и дестабилизирующий характер противоправных явлений, которые встречаются в сфере налоговых отношений, следует привести статистические данные налоговых органов в результате осуществления налоговыми органами своих контрольных полномочий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджет государства налогов и сборов. Так, при проведении камеральных и налоговых проверок нарушения законодательства о налогах и сборах выявляются в 98% проверенных организаций. В 2007г. по результатам налоговых проверок в бюджет государства налоговыми органами было доначислено более 60 млрд. руб., в 2008г. – более 50 млрд. руб. [7], то есть, меры предупредительного и профилактического характера налоговыми органами не применяются. Проблемам предупредительной деятельности налоговых органов, предотвращения угроз финансовой стабильности государства не уделено должного внимания. Данное направление в современной налоговой политике России еще не стало приоритетным, а предупредительная деятельность налоговых органов не получила должного развития, несмотря на то, что в пункте 6.6. Положения от 30 сентября 2004г. №506 «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации» эта функция названа в числе основных. Предупредительная деятельность правоохранительных органов как субъектов предупредительной деятельности, также не регламентирована законодательно. До 2003г. вопросы предупреждения правонарушений и преступлений в сфере налогов и сборов, а также вопросы их изучения, систематизации и анализа находились в ведении Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП России). После упразднения ФСНП России (Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003г.) ее функции были возложены на Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Это самостоятельная структура, которая входит в единую систему правоохранительных органов исполнительной власти, предназначенная для защиты фискальных интересов государства и обеспечения его экономической безопасности. Согласно Указу Президента Российской Федерации №306, органы МВД России являются правопреемниками налоговой полиции РФ по правоохранительной работе в налоговой сфере. В связи с чем на органы МВД возложены обязанности содействия налоговым органам в выявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства Российской Федерации в области налогов и сборов. Правовые основы деятельности в области налогов и сборов и полномочия органов внутренних дел определены главой 6 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно:
То есть, на основании положений Налогового Кодекса РФ присутствие органов МВД России не является обязательным. Лишь по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Кроме этого, Федеральный закон от 28 декабря 2008г. №293-ФЗ «О внесении правонарушений и преступлений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» [8], лишил право осуществления органами МВД правоохранительной деятельности по предупреждению налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере. В итоге, круг обязанностей органов МВД России в предупредительной деятельности сводится к участию в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов, и принятию документов от налоговых органов в случае обнаружения сотрудниками налоговых органов фактов состава преступления в действиях налогоплательщика. Приведенное выше позволяет сделать вывод о том, что вопросы пресечения и предупреждения налоговой деликтности не получили нормативного закрепления ни в одном федеральном законе. Вопросы предупредительной деятельности налоговых органов остаются за рамками закона, а деятельность правоохранительных органов в выявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений никак не закреплена законодательно. Анализ приведенного совместного Приказа от 30 июня 2009г. №495 (ММ-7-2-347) дает основания утверждать, что данный приказ, расширяет полномочия и деятельность налоговых органов и органов МВД России при проведении мер по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, и одновременно противоречит действующим положениям Налогового Кодекса Российской Федерации. Содержание Приказа №495 не соответствует его названию, а сам Приказ не позволяет решить проблему предупреждения налоговой деликтности. Библиографический список.
|