Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тулемисов М.Ш.,
Анализ рынка теплоизоляционных материалов и ее участниковПонятие «теплоизоляционные материалы» охватывает широкий спектр материалов, предназначенных для защиты строений и конструкций, промышленных установок, аппаратуры, трубопроводов, холодильников и транспортных средств от проникновения или утечки тепла или холода. Применением теплоизоляционных материалов в строительстве можно повысить степень индустриализации работ, поскольку они обеспечивают возможность изготовления крупноразмерных сборных конструкций и деталей, снизить массу конструкций, уменьшить потребность в других строительных материалах, существенно уменьшить расходы на отопление. Поэтому экономическая эффективность тепловой изоляции весьма велика: затраты на ее устройство обычно окупаются стоимостью сбереженного тепла в течение 1-1,5 лет эксплуатации. К промышленной изоляции относят теплоизоляцию зданий промышленного назначения, оборудования и трубопроводов в таких отраслях, как теплоэнергетическая, металлургическая, химическая, пищевая, нефтегазоперерабатывающая промышленность, а также производство строительных материалов. В теплоэнергетике теплоизоляции подвергаются котлы, турбины, подогреватели, испарители, бойлеры, сепараторы, дымовые трубы и т.д [87]. В нефтехимической промышленности утепляют реакторы, регенераторы, теплообменники, ректификационные колонны. В других отраслях объектами промышленной теплоизоляции нередко становятся печи, холодильники, сушильные аппараты и аппараты колонного типа. Особенностью промышленной теплоизоляции является широкий диапазон рабочих температур: от –180 до +600°С, хотя лишь 5% изоляции применяется в интервале 400–600°С. Большая часть изоляции (55%) используется при температурах до 200°С, 25% – в режиме 180–400°С. При отрицательных температурах применяется до 15% теплоизоляции. Помимо снижения энергетических затрат на отопление зданий, перед промышленной изоляцией ставятся такие цели, как обеспечение необходимых условий течения производственных процессов, поддержание требуемой температуры в технологических емкостях, в том числе для транспортировки сжиженных газов и предотвращения увеличения вязкости жидкого вещества, защита от коррозии, обеспечение безопасных температур на поверхности изоляции, предотвращение оттаивания грунта возле трубопроводов и пр. Большая часть промышленной теплоизоляции производится из волокнистых материалов (до 85%), хотя доля пенополиуретана, применяемого для сохранения отрицательных температур, также высока. Как показывает анализ наибольший удельный вес потребления теплоизоляционных материалов в РК приходится на города Алматы и Астаны, это связанно конечно со строительным бумом, происходящих в этих городах (рисунок 1).
Рисунок 1 - Потребление теплоизоляционных материалов по регионам РК в 2009 году Необходимо отметить, что количество предприятий, производящих теплоизоляционные материалы в последние годы в Казахстане уменьшилось (рисунок 2). Как видно из рисунка 2, резкий рост заводов по производству теплоизоляции пришел на 2008 год, это было связано с крупномасштабным строительством в городах Алматы и Астана, а к 2009 году тенденция пошла к уменьшению. В 2007 году в г. Алматы открылся завод по производству теплоизоляционных материалов на основе супертонкого базальтового волокна. Задача предприятия - создание высокотехнологичного, энергосберегающего, импортозамещающего и экологически чистого производства волокнистых теплоизоляционных материалов. Проект осуществлялся РГП «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья РК» и инновационно-венчурный фонд высоких технологий «Арекет». Однако необходимо отметить, что данные предприятия не удовлетворяют полностью потребности населения в теплоизоляционных материалах. Проведенный анализ показал, что производство данного вида стройматериалов производится в Казахстане только в нескольких регионах: г. Алматы, Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях.
Рисунок 2 - Количество заводов выпускающих теплоизоляционные материалы в РК за 2007 – 2010 гг. Из данных таблицы 1 видно, что производство теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты на битумном связующем в 2008 году не производилось, что говорит о неразвитости данного рынка и о его слабой конкурентоспособности. Помимо этого в данном секторе наблюдается снижение производства продукции, так теплоизоляционных материалов в 2009 году было произведено на 520 тонн меньше в сравнении с прошедшим периодом. Самым слабым звеном оказалась Актюбинская и Костанайская области, наибольший объем произведенной продукции в Казахстане в 2009 году принадлежит Восточно-Казахстанской и Павлодарской областям, удельный вес которых занимает 87 % от всего объема реализации [88]. Таблица 1 - Объем продукции теплоизоляционных материалов по видам регионам РК за 2009 г
Продукция на рынке теплоизоляционных строительных материалов дифференцирована незначительно, что не отменяет, а лишь несколько снижает уровень конкуренции. Барьеры ухода с рынка высоки вследствие значительных издержек свертывания данной сферы бизнеса. Данный фактор способствует усилению конкурентной борьбы, и в будущем останется стабильным. Барьеры проникновения на рынок средние. Таким образом, действующим предприятиям, следует опасаться появления крупных конкурентов. Это обусловлено потребностью в значительных инвестициях, необходимостью приобретения специальных квалификаций, опыта и т.д. Высокий уровень конкуренции на смежных рынках (рынок строительных услуг, железобетонных конструкций, мебели и др.), как правило, ведет к обострению борьбы на исследуемом рынке. Большинство предприятий теплоизоляционных строительных материалов придерживаются одной и той же конкурентной стратегии, что действует в направлении усиления конкуренции. Рынок теплоизоляционных строительных материалов достаточно привлекательный и резкое расширение спроса вызовет бурный приток конкурентов. На основе анализа факторов, оказывающих влияние на интенсивность конкуренции, сделаем следующие выводы:
|